Неклассное чтение

Книжный конфликт поколений

3 декабря 2007 в 17:40, просмотров: 813

“Почему сегодняшние дети ничего не читают? — сокрушаются родители. — Мы-то как стремились к книгам! Добывали их с боем, сдавали макулатуру, получали талоны. А этим ничего не интересно”.

Это раньше Россия была самой читающей страной в мире. Сейчас в области книгоиздания и распространенности чтения мы занимаем лишь 33-е место среди 40 развитых стран. Дети читают все меньше. Возможно, через пару десятков лет книга станет таким же раритетом, как сейчас — граммофонная пластинка.

Почему детвора XXI века отказывается читать?

Стоит ли по этому поводу рвать на себе волосы? И возможно ли в наше время привить ребенку любовь к книге?

В Российской государственной детской библиотеке (РГДБ) решили выяснить у детей, зачем они читают. Выяснилось, что у современных ребят довольно прагматичный подход к чтению.

— Мы провели опрос среди подростков 12—14 лет, — говорит психолог библиотеки Наталья Малахова. — Так вот, 51% подростков ответили, что читают, потому что это полезно. Один ответ нас вообще ошеломил. Девочка написала: “Я читаю для того, чтобы развивать свою память и речь”. 12-летняя девочка читает Майна Рида для того, чтобы развивать память и речь!

38% опрошенных ребят написали, что читают, чтобы получить информацию, добыть новые знания.

И только 11% детей читают книжки просто потому, что им это интересно.

Пытки книжками

“Дочери уже шесть лет, а она и слышать не хочет о том, чтобы учить буквы! — все чаще слышат детские психологи на приеме. — Абсолютно не желает учиться читать! Я в ее возрасте уже и читать умела, и писать училась. Причем с огромным желанием”.

— Любовь или нелюбовь к чтению закладывается в семье, — утверждает Наталья Малахова. — Но это не значит, что если вы любите читать, то и ребенок автоматически полюбит книги. Некоторые родители 5—6-летних детей пичкают книгами так, что у них на всю жизнь пропадает охота их открывать. Меня обескураживает, когда родители приводят маленького ребенка и жалуются: “Он не любит читать”.

Ошибка. Мама первоклассницы Марины по вечерам обязательно читает ей какую-нибудь сказку. Девочка слушает, раскрыв рот. Однако маме этого недостаточно: “Слушать, как я читаю, ей, конечно нравится. Но как только я прошу дочь пересказать, что запомнилось, она плачет и уходит”.

Наталья Малахова: “Получается не чтение, а отработка материала: перескажи, запомни автора, как зовут героев. Зачем? Конечно, девочке это неинтересно! Таким образом мама может привить лишь отвращение к книге”.

— Если ребенок не хочет учиться читать, не нужно настаивать, — считает детская писательница Тамара Крюкова. — Возможно, в какой-то момент на него сильно давили, вот и возник протест. Пусть пройдет несколько месяцев, прежде чем вы вернетесь к этой теме. Не нужно делать малыша заложником своих амбиций. Мол, мой-то научился в три года читать, а мой все буквы в полтора знал. Главное, просто читайте ребенку сами!

Приучать же малыша к самостоятельному чтению следует исключительно в игровой форме.

— С самыми маленькими соревнуйтесь, кто быстрее найдет нужную букву среди разбросанных на столе карточек или кубиков, — советует руководитель музея “Волшебный букварь” Татьяна Шакутина. — Можно сделать собственную азбуку. Вместе с малышом находите в журналах, на упаковках буквы и вклеивайте их в красивый блокнот. Для детей старше 5 лет придумывайте ребусы, в которых зашифрованы буква или слово.

Казалось бы, привить любовь к чтению — проще простого: читайте вслух интересные вам обоим книги. Но с этим как раз и проблема. По данным все того же опроса, проводившегося в РГДБ, даже среди родителей, которые любят читать и водят чад в библиотеку, ежедневно своим детям 5—6 лет читают меньше половины взрослых. К семи годам только пятая часть родителей читает ребенку каждый день.

— Многие взрослые считают, что раз ребенок начал читать, то есть складывать буковки в слоги, а слоги в слова, то он уже должен читать самостоятельно, — говорит Малахова. — Им не приходит в голову, что, когда ребенок пыхтит над складыванием слогов, он переживает только трудность этого занятия. Чтение превращается в учебный предмет, а книга — в инструмент пыток.

Ретро о рыбаке и рыбке

Если современные малыши просто не хотят учить буквы, то ребята постарше вообще игнорируют то, что рекомендуют почитать родители. “Моя 15-летняя дочь читает всякую муру — женские детективы, какие-то пошлые журналы, — возмущается отец-журналист. — А достойную литературу — Пушкина, Достоевского, Толстого, Гоголя — едва пролистывает. И то лишь когда они нужны по школьной программе”.

Многие родители совершенно не следят за детской литературой и требуют, чтобы их дети читали далеких от современности Гайдара, Барто, Михалкова. В лучшем случае младшим школьникам папы советуют томики Дюма, Каверина, Майна Рида. То есть то, что сами помнят. Они не понимают, что 6—9-летний ребенок просто не может осилить этих авторов.

— У нас проблема перепроизводства на книжном рынке, — говорит главный редактор одного из издательств Ирина Балахонова, — однако современной детской и подростковой литературы на данный момент в России практически не существует. Даже хорошие авторы продаются с трудом — родители по инерции покупают то, что читали в своем далеком детстве. Да, конечно, Барто, Михалков, Носов — авторы замечательные. Но современным ребятам нужны истории, которые написаны именно для их детства: о тех проблемах и о том обществе, в котором они живут.

Работники библиотек отмечают: почти все родители хотят, чтобы их малыши читали народные сказки и Пушкина.

— Эти пожелания удивительны, — пожимает плечами Наталья Малахова. — По нашим наблюдениям, сказки дети знают плохо. Сами родители довольно часто говорят, что сказки — это несовременно, неинформативно. Или Пушкин. Как ни удивительно это кажется на первый взгляд, но дети в своих предпочтениях ставят Пушкина очень далеко, на 11-е место из 15. Современному ребенку трудно читать Пушкина.

Психолог вспоминает, что когда в библиотеке 6-летним детям читали “Сказку о рыбаке и рыбке”, то на словах “…на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке и парчовая на маковке кичка…” у детей округлились глаза. Оказалось, что после слова “дорогой” они просто не услышали ни одного знакомого слова. Поэтому знакомить с классикой своих детей нужно очень аккуратно, объясняя реалии того времени, когда сочинялась история, и смысл устаревших слов.

— Сказка действительно потеряла свою актуальность, — считает преподаватель русского языка школы №499 Ольга Мончаковская. — Все, что раньше было в ней волшебного и фантастического, в сегодняшней жизни уже реализовалось. Ни ковер-самолет, ни сапоги-скороходы никого не волнуют. Но архетип мифологического мышления должен быть реализован. И он ищется в современной литературе фэнтези, в разных мистических книгах, которые порой бывают весьма опасными.

— Важно, чтобы родители постоянно, но ненавязчиво интересовались литературными предпочтениями ребенка, — рекомендует писательница Тамара Крюкова. — И обязательно сами читайте то, что советует ваше чадо. Обсуждение книги поможет вам обсудить какие-то насущные темы, вспомнить себя в этом возрасте.

Чтение и труд все перетрут

“Мой 11-летний ребенок совершенно ничего не читает. Телевизор, компьютер занимают все его свободное время. А за каждую прочитанную книжку нам с папой приходится платить ему по 50 рублей. У друзей дети тоже равнодушны к книгам. Посоветуйте, что делать?” — спрашивает на форуме встревоженная мама у детской писательницы.

— Неправда, что наши дети мало читают, — спорит с ней социолог Вера Чудинова. — Они читают, и очень много. Но класса до шестого. Потом наблюдается некоторый провал. В 10—11-м классах ребята вновь начинают читать, но, правда, только по программе.

— Дело в том, что нашим детям каждый день приходится переваривать огромный объем информации, который даже не снился их родителям, — говорит преподаватель русского языка Ольга Мончаковская. — На каждом углу мы видим рекламные плакаты, газеты, журналы. Я не говорю уж об Интернете. К сожалению, детский мозг не резиновый и информацию он может усваивать дозированно. Поэтому на чтение серьезной литературы сил и времени у ребят уже не хватает. Но те чувства, эмоции, что ребята не переживают во время чтения, они получают, когда самовыражаются — рисуют, пишут, придумывают какие-то новые формы общения. Например, сейчас среди ребят очень популярно блогерство. По статистике, практически 70% дневниковых записей в Интернете ведутся молодыми людьми от 12 и до 25 лет. Дети на страницах виртуальных дневников обсуждают книги, статьи, рекомендуют что-то для чтения. Они очень много пишут сами, обсуждают то, что пишут другие, то есть самореализуются. Это и есть самое главное для развития творческого, думающего человека.

Практические советы

от основательницы музея русской азбуки “Волшебный букварь” Татьяны Шакутиной:

•    Приучать малыша к книге нужно с пеленок. Дарите ему книжки-игрушки, когда подрастет, сделайте вместе игрушечную книжку или журнал, который займет место в кукольном домике или в кузове любимого грузовика.

•    Пусть у ребенка будет своя полка с книгами. С гордостью демонстрируйте ее взрослым гостям, его друзьям. Если сами приходите в гости, интересуйтесь, что читают хозяева, их дети.

Чаще дарите хорошие книги в комплекте с набором героев для кукольного представления или с чашкой, футболкой, где эти герои нарисованы.

•    Пусть одними из ваших любимых маршрутов на прогулке станут походы в детскую библиотеку и книжный магазин. Записать малыша на абонемент теперь можно с 2 лет. Во многих библиотеках и магазинах устраиваются интересные мероприятия, встречи, чтения для детей любого возраста.

•    Если ваш подросший ребенок заболел хроническим нечитанием, вылечить его можно только с помощью сверстников. Устройте у себя дома маленький клуб, где ребятам было бы комфортно. Заварите чай, предложите почитать книги, которые есть в вашей домашней библиотеке. Мягко контролируйте ситуацию, не навязывая собственное мнение. Предложите ребятам создать свой журнал или газету, поставить домашний спектакль по понравившейся книге.

Что думают москвичи:

37% москвичей не читает книг вообще. Они читают только то, что раскладывается в их почтовые ящики, — рекламные объявления и газеты;

40% читают от случая к случаю;

23% опрошенных читают постоянно. Из них 24% отдают предпочтение женскому детективу, 18% читают русские триллеры и детективы. Современную отечественную прозу читают всего 5% опрошенных, а переводную — 4%;

16% горожан читают газеты, 7% — развлекательные журналы;

11% москвичей посещают библиотеки. 31% из них — учащиеся и студенты;

32% опрошенных никогда не были записаны в библиотеку, они покупают книги в книжных магазинах или берут у друзей;

12% от опрошенных горожан читает книги в Интернете.

Только 4% московских семей имеют домашние библиотеки.

По данным исследования “Массовое чтение москвичей”, проведенного аналитическим центром Юрия Левады среди взрослых.



Партнеры