Курс Путина выиграл референдум

72% россиян поддержали политику ВВП

Результаты прошедших выборов в Госдуму, казалось бы, уже обсудили со всех возможных сторон.

Один из главных вопросов, на которые аналитики пытались дать ответ, — считать ли “референдум доверия Путину” удавшимся? Сам президент во вторник ответил так: “Это безусловный успех, победа, и победа хорошая”.

Если сравнить количество голосов, которые “Единая Россия” получила на прошлых выборах, с нынешним итогом, разница — в 26,57%  (2003 год — 37,57%, 2007 год — 64,14%). Прирост беспрецедентный. И объяснять его только применением административного ресурса — более чем примитивно.

О самом, пожалуй, важном факторе прошедшей думской кампании в интервью “МК” сказал политолог Вячеслав Никонов: “Впервые в истории России возникла партия большинства, возглавляемая президентом. До сих пор одним из самых серьезных недостатков политической системы было то, что партия и власть были разведены”.

“Если начнется процесс соединения партий, выборов и государственных институтов, то это сделает Россию более демократически продвинутой страной”, — считает политолог.

Мало сомнений в том, что Владимир Путин понимал, возглавляя список “Единой России”: ее показатели на выборах могут уступить его личному результату в 2004 году, когда его во второй раз избрали президентом России. Ведь разница между “думским” и “президентским” волеизъявлением велика: во время парламентской кампании граждане выбирают “идеологическую нишу”, ориентируясь на партийные нюансы. А спектр пропрезидентских партий, за которые голосовали 2 декабря, не ограничивался “ЕР”.

Как минимум в него входила “Справедливая Россия”, чей глава Сергей Миронов всегда высказывался о поддержке президента и позиционировал “СР” как “вторую партию власти”. Показательно, что в ночь подведения выборных итогов он заявил: “Я бы хотел искренне поздравить Владимира Владимировича с убедительным результатом”. Сам же Путин заочно ответил Миронову в понедельник, во время визита в НПО им. Лавочкина: “Безусловно, успехом является то, что “Справедливая Россия”, которая впервые участвовала в выборах, прошла в Госдуму”.

Создается устойчивое впечатление, что для ВВП была важна не поддержка лично Владимира Владимировича Путина как главы списка “ЕР”, а поддержка его политики в целом. И говорить нужно не столько о доверии Путину, сколько о доверии его курсу. Таким образом, логично сложить результаты “ЕР” и “СР”: в совокупности — 72%.

Если же вспомнить президентские выборы-2004, Владимир Владимирович получил 71,31% голосов...

“Для меня совершенно очевидно, что россияне не допустят развития России по деструктивному пути, как это было в некоторых странах на постсоветском пространстве”, — так Путин подвел главный итог выборов в Государственную думу. И именно по этой причине он назвал победу “Единой России” “безусловным успехом”.

Ведь в новой Думе “ЕР” получит 315 мест (это уже — конституционное большинство), “Справедливая Россия” — 38. Новая конфигурация законодательной власти не оставляет ни малейших сомнений в том, что “курс Путина” сохранится и после того, как ВВП покинет президентский пост.

Иван Даниленко

КОММЕНТАРИЙ ПОЛИТОЛОГОВ

Глеб ПАВЛОВСКИЙ, президент Фонда эффективной политики.

— Благодаря чему, на ваш взгляд, “Единой России” удалось так масштабно улучшить свой результат?

— Я связываю это с формированием новой политической позиции, которая выходит за пределы “ЕР”, — я бы назвал ее “путинский консенсус”. Люди, различаясь по идеологии, поддерживают основные принципы путинского курса. Это не только “ЕР”, но и “СР”, а также большинство депутатов от ЛДПР и часть коммунистов. “Единая Россия” получила преимущество потому, что Путин пригласил избирателя поддержать не его лично, а вышел на референдум с правящим политическим классом — “Единой Россией”.

— Но ведь президент шел на определенный риск, понимая, что после выборов все будут подсчитывать, сколько голосов получила партия, и сравнивать результат с президентскими выборами...

— А Путин всегда рисковал. Это один из самых рисковых политиков, которых знаю. Он чувствовал бы себя прекрасно, если бы удалился от дел на волне своей популярности, но при этом он оставил бы без своего авторитета всю политическую систему. Сейчас же мы видим готовность избирателя к формированию мощной силы, силы форс-мажорного характера, в центре которой находится Путин.

— Президент сказал после выборов: “Для “Единой России” это (результат на выборах. — “МК”) не просто оценка того, что было сделано, а ожидание избирателями того, что “Единая Россия” и дальше будет работать по решению социальных вопросов, важных для граждан”. А в чем еще, по-вашему, заключаются ожидания избирателей “ЕР”?

— Первое действие, которого ждут, — это что Путин возьмет “ЕР” под реальный контроль и реальное руководство уже на стадии подготовки съезда. Избиратель задает не вопрос об отдельных видах реформ. Его интересует, чтобы партия была путинской не номинально, а действительно усиливала Путина как политика, то есть превратилась в реальную силу в его руках.

— С чем вы связываете возмущенную реакцию на выборы наблюдателей от ПАСЕ, которые ставят под сомнение очень многие “пункты”?

— Они сами признаются, что приехали с этой реакцией. Их интервью обычно состоят из двух частей. Первая — побывал на участке, все понравилось, за малыми исключениями. Вторая — в России неправильное законодательство и отношения с оппозицией. Их выводы не привязаны к тому, что они видели. А мы ввязываемся в бессмысленную полемику с наблюдателями, не поставив встречные вопросы: наблюдатели предъявили свои методики? Вступили в диалог с обществом? Разъяснили принципы работы? Пока этого не произойдет, в глазах большинства общества их действия и заявления будут нелегитимны. Повторю: то, что они приехали с конкретной установкой, — очевидно.

Вячеслав НИКОНОВ, президент фонда “Политика”:

— На мой взгляд, Владимир Путин возглавил список “Единой России”, поскольку хотел, чтобы поддерживающая его партия сохранила большинство в Государственной думе — а это больше двух третей ее состава. Кроме того, он создавал себе дополнительную политическую опору в лице крупнейшей партии, крупнейшей фракции в Думе. Это значительно расширит возможности Путина в период следующего президентского цикла, когда пост главы государства займет другой человек.

Теперь об ожиданиях электората. Безусловно, сейчас проголосовавшие за “Единую Россию” и за курс Путина в целом ждут улучшения экономического благосостояния.

Это показывают опросы: среди тех проблем, которые волновали избирателя, были моменты, связанные с пенсиями, ростом цен, социальным обеспечением, здравоохранением...

При этом граждане понимают, что решение этих проблем зависит от решения других — более масштабных: развития науки, промышленности — всего того, что сейчас называется “планом Путина”.

Идеологического же обновления “Единой России” быть не может, и оно не нужно — “ЕР” была и остается партией Путина и его идеологии. Я не исключаю, что Владимир Владимирович вступит в “ЕР” — сейчас для этого больше оснований, чем когда бы то ни было.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Если говорить о результатах “референдума доверия Путину”, то напрашивается сравнение с общенациональным референдумом 1993 года, когда граждане России ответили на вопросы памятной формулой “Да-да-нет-да”.

На референдум 25 апреля 1993 года вынесли такой “вопросник”:

1) Доверяете ли вы Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину? (58,7% “за”)

2) Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 года? (53% “за”)

3) Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ? (49,5% “за”)

4) Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ? (67,2% “за”)

12 декабря 1993-го россияне снова голосовали — за новую Конституцию. И хотя вопрос был действительно судьбоносный, к урнам пришли лишь 54,81% избирателей. Для сравнения: явка на выборы-2007 — 63%.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру