Артем Киселев:

“Переход малого предприятия к международным стандартам менеджмента занимает 9 месяцев”

В Москве, в Центральном Доме предпринимателя, состоялся Межрегиональный кооперационный форум, в рамках которого прошли VI ежегодная Межрегиональная конференция “Предпринимательство в промышленности: пути развития”, “Биржа субконтрактов”, семинары, “круглые столы” и другие мероприятия. В результате проведенных мероприятий малые и крупные предприятия — участники “Биржи субконтрактов” заключили договоров на общую сумму 11 млн. евро.

Корреспондент “МБ” поинтересовался у Артема Киселева, президента НП “Национальное партнерство развития субконтрактации”, о механизмах построения оптимальной организации производства, проще говоря, о субконтрактации.

— Артем Николаевич, вы 6 лет подряд собираете в Москве Межрегиональную конференцию “Предпринимательство в промышленности: пути развития”. Что изменилось за это время в сфере производственного предпринимательства?

— Во-первых, в российской экономике определился вектор на сближение позиций власти и предпринимательства, что нашло свое отражение в новом федеральном законе №209 “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.

Участники конференции смогли выработать консолидированные решения в сфере развития производственного малого и среднего предпринимательства, которые мы представим органам власти, чтобы эти решения впоследствии нашли выражение в конкретных нормативных документах.

Такой путь взаимодействия с властью является одним из необходимых условий для поступательного экономического развития России.

Во-вторых, сегодня крупные предприятия начали воспринимать малый бизнес как необходимый элемент производственной системы, понимая, что перспективные идеи целесообразнее отрабатывать на малых предприятиях. И в случае успеха — масштабировать эти идеи, внедряя на крупных производствах.

Форум за многие годы зарекомендовал себя в качестве уникальной площадки для обмена опытом в сфере развития производственного малого бизнеса. Нам необходимо представить то, что наработано в Москве, но мы хотим знать, как осуществляются проекты развития производственных систем — как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне субъекта Федерации: в Татарстане и Чувашской Республике, в Санкт–Петербурге и Ярославской области. Не столько теоретические выкладки, сколько практические решения. Важно оценить — работает или не работает, а если не работает, то почему. Лучший опыт перенимается, вырабатывается совместное видение проблематики, находятся эффективные решения.

В условиях, когда необходимо увеличивать темпы развития промышленности, государство должно обратить внимание на субконтрактную систему, при которой производственная кооперация будет проходить между малыми и крупными предприятиями.

Малый и средний бизнес в сфере промышленного производства и инноваций четко обозначены в новом законе как одно из приоритетных направлений. Определены многие механизмы и формы поддержки, источники финансирования, обозначены организации инфраструктуры поддержки по этому направлению — центры субподряда (субконтрактации). Руководство страны слышит голос предпринимателей. Теперь необходимо перевести концептуально решенный вопрос в плоскость практических решений. Вот это мы и обсудили с коллегами.

— На последней “Бирже субконтрактов” было заключено договоров на общую сумму 11 млн. евро. Расскажите, как вы их проводите и насколько эффективен механизм “Биржи субконтрактов”?

— “Биржа субконтрактов” — это подготовленные переговоры по размещению крупных заказов в производственной кооперации, таких, как литье, механообработка, электронные узлы и блоки, комплектующие для автопрома и производства “белой техники” и многое другое. К созданию этого механизма нас подтолкнула мысль о том, что самая большая проблема — это найти партнеров в сфере производственной кооперации.

Около 10 лет назад под эгидой правительства Москвы был создан Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства, который продвигает промышленную кооперацию с учетом возможностей малых производственных предприятий. Поэтому когда к нам обращаются крупные предприятия со сформированным техническим заданием, специалисты МЦС оповещают всех потенциальных поставщиков, причем не только московский малый бизнес, но и региональные предприятия. Делается это сознательно, для того чтобы формировать конкурентную среду.

Заявки заинтересовавшихся компаний проходят отбор по ценам и квалификационным картам с последующим формированием списка участников “Биржи”, программы встреч и порядка проведения переговоров.

На втором этапе, который как раз и проходил в рамках форума, проходят непосредственные переговоры между заказчиками и поставщиками. Экономия заказчика от использования механизма “Биржи” составляет до 30% и выше от запланированной цены.

— На конференции много говорили о кластерной системе. Каково ваше видение данного вопроса?

— Кластер — это, как вам известно, взаимодополняющие группы малых, средних и крупных предприятий, организаций науки, инноваторов, смежников и поставщиков. Мировая практика показывает, что кластеры, а не отдельные предприятия, являются основными участниками глобальной конкуренции. В кластерах наиболее эффективно осуществляется инновационное развитие промышленности. Для развития кластеров в России необходима концентрация ресурсов и усилий на “прорывных” направлениях. Должна быть разработана стратегия конкурентоспособности и выработаны механизмы проведения техперевооружения, при этом необходимо научиться рассчитывать риски при переходе на субконтрактную модель производства.

Участники семинара по вопросам кластерного развития подняли большое количество вопросов — от того, как быстро обновить модельный ряд, до того, как увязать все процессы производства воедино с системой менеджмента и пройти сертификацию в соответствии с международными стандартами.

Все вопросы создания и развития кластеров волнуют предпринимательскую общественность.

Поэтому надеюсь, что разработанная в этом году концепция кластерной политики Российской Федерации найдет свое выражение в реальных действиях властей.

— Россия планирует вступить в ВТО. И одним из больных вопросов становится соответствие продукции и услуг наших малых предприятий международным стандартам качества.

— В связи с ожидаемым вступлением России в ВТО и повышением уровня требований к поставщикам все большее значение для малых и средних производственных и инновационных предприятий приобретают вопросы эффективной организации управления. Необходимым условием освоения новых рынков и успешной работы по импортозамещению на уже освоенных рынках является снижение непроизводительных издержек и способность предприятия обеспечивать стабильный уровень качества продукции.

Полный цикл работ малого предприятия по переходу к международным стандартам менеджмента, подготовке и прохождению сертификационного аудита занимает значительное время — от 9 и более календарных месяцев.

Для этого требуется не только принятие решения на уровне высшего руководства предприятия, но и наличия у предприятия подготовленных специалистов либо привлечение специализированной консалтинговой компании.

Вовлекая в процесс внедрения системы менеджмента значительную часть сотрудников, предприятие несет определенные трудозатраты. Немаловажным аспектом, особенно для малых предприятий, является стоимость внедрения международных стандартов менеджмента — от 10 до 20—30 тыс. евро. При этом необходимо иметь проверенную информацию о рынке услуг сертифицирующих органов и консалтинговых компаний.

Очень немногие малые и средние предприятия располагают перечисленными возможностями.

Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства бесплатно предоставляет заинтересованным малым предприятиям помощь в вопросах подготовки комплекта документов для участия в конкурсном отборе на получение компенсации части документально подтвержденных затрат на внедрение системы менеджмента и сертификацию, который проводит Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.

Помимо этого специалисты центра помогают малым предприятиям разобраться в порядке перехода к международным стандартам менеджмента и сертификации, предоставляя методические материалы, помогая выбрать уполномоченный сертифицирующий орган. При необходимости малому предприятию предоставляются рекомендации по единовременному внедрению интегрированной системы менеджмента (например, ISO 9001 и ISO 14001), что позволяет достигать экономии трудовременных и финансовых затрат.

Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства располагает собственным опытом: начиная с 2005 года центр использует самостоятельно разработанную и внедренную систему менеджмента качества и сертифицирован в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2000.

По всем этим вопросам московские малые предприятия могут обращаться в службу “Эффективный менеджмент” Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства по телефону (495) 234-53-76.

— То есть вы готовы к вступлению в ВТО и работе с зарубежными коллегами?

— Конечно. Мы уже сегодня активно сотрудничаем со многими государствами.

Самый свежий пример. На прошедшей конференции мы подписали соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией предпринимателей машиностроения и металлообработки Латвии, которые направлены на развитие кооперационных связей. Мы активно сотрудничаем с Финляндией, Белоруссией, Украиной, другими государствами.

Предприятия многих стран заинтересованы в российских партнерах для реализации совместных проектов, они ищут поставщиков и потребителей своей продукции. И мы им в этом помогаем.

Подробнее о субконтрактации вы можете узнать на сайте http://www.subcontract.ru.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру