Андрей Цыганов:

“Малое предпринимательство нуждается в поддержке, а не в закладывании ложки в рот”

9 декабря 2007 в 17:11, просмотров: 532

“МБ” решил пожаловаться руководcтву Федеральной антимонопольной службы на розничные сети, коммерческие банки и арендодателей, обижающих малые предприятия столицы. Оказалось, что управа есть на всех. А обида малого бизнеса — дорогостоящее удовольствие… Подробности рассказал Андрей ЦЫГАНОВ, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России, в интервью корреспонденту “МБ” Лилии КАМЫШЕВОЙ.

— Российский малый бизнес уже созрел до борьбы с монополизмом? Приходят ли предприниматели в ваш департамент с конкретными жалобами, пожеланиями, требованиями?

— Вы знаете, сейчас стали приходить чаще. Хотя, конечно, страх перед крупными компаниями, и особенно страх перед чиновниками, велик. Поэтому единственное, что здесь можно сделать, — это пропагандировать хорошие примеры.

Положение не безнадежно. Мы, например, в силу специфики нашей работы ориентированы прежде всего на то, чтобы защищать именно малые предприятия. И те дела, которые мы рассматриваем, показывают, что у малых предприятий есть большой шанс на победу над нечестными конкурентами.

— Можно ли говорить о том, что крупные компании “зажимают” малый бизнес, не дают ему работать и развиваться?

— Не совсем согласен с постановкой данного вопроса. Мне кажется, что сейчас условия для малого предпринимательства значительно лучше. Я не могу сказать, что проблема с доступностью финансовых ресурсов, арендных площадей носит надуманный характер. Но, если человек взялся за то, чтобы заниматься собственным бизнесом, он должен прежде всего понимать, что это большой риск. Поэтому, особенно когда делаешь первые шаги, нужно все посчитать, все учесть, все продумать. И только тогда приступать к организации бизнеса. Совершенно понятно, что малое предпринимательство нуждается в поддержке. Но не в поддержке, которая выражается в закладывании ложки в рот.

— Малый бизнес испытывает недофинансирование. Бизнесмены жалуются, что получить кредит в банке сложно, процентные ставки очень высокие, а некоторые банковские клерки и вовсе просят “отстегивать” с кредитов.

— Проблема “отстежек” решаются путем обращения в службу безопасности того банка, сотрудники которого занимаются вымогательством. Поверьте, и сами банки, и их большие руководители отнюдь не заинтересованы в том, чтобы таким путем страдала их репутация и репутация их банка.

Что же касается высоких банковских процентов по кредиту, то это рыночная ситуация. У нас инфляция 10% в год. Значит, банковская ставка должна быть еще выше, хотя бы для того, чтобы покрывать инфляционные потери.

Если у малой фирмы нет имущества для обеспечения кредита или передачи в залог, то этот вопрос решается также рыночными методами. В таких ситуациях банки предлагают рисковые кредиты под завышенные проценты.

Банки рискуют, а значит, вполне обоснованно просят дополнительную плату за свои услуги. Предприятие же самостоятельно решает, нужен ему такой заем или нет. С другой стороны, и государство не отворачивается от малого бизнеса. Так, только в Москве есть несколько специальных программ по поддержке получения малыми предприятиями кредита.

— Вот и аренда в Москве — весьма дорогое удовольствие…

— Я не считаю, что проблема в дефиците помещений или в слишком высокой арендной плате. Предложений достаточно. Можно найти все что угодно. Причем разброс цен очень велик. Предприниматель должен грамотно подойти к выбору арендодателя.

Опять же государство помогает бизнесменам и в этом вопросе. В Москве на сегодня построено большое количество специализированных площадей. Для малых фирм возведены и бизнес-центры, и бизнес-инкубаторы. Тут главное — ориентироваться, знать, что хочешь.

— Последнее время обострились отношения малых фирм и розничных компаний. Попасть в крупный магазин предпринимателю “с улицы” практически невозможно. И неважно, о чем идет речь: об аренде в торговом центре или о поставках товаров в магазин, принадлежащий известной розничной сети.

— Вопрос очень больной и всем понятный. И касается он не только малых предпринимателей, ведущих торговую деятельность.

На розничном рынке сложилась явно не рыночная ситуация. Ясно, что у торговых сетей гораздо больше возможностей и финансовых ресурсов по сравнению с мелкорозничной торговлей. Поэтому в данной ситуации многое зависит от дальновидности и справедливости местных органов власти. На их плечах лежит баланс между развитием крупных и мелких предприятий.

Вторая сторона этой проблемы касается поставок продукции производителями в торговые сети. Все знают о входном взносе, о том, сколько стоит выставлять товар на полки, расположенные в визуальной доступности или, напротив, где-то внизу, вне поле зрения покупателей. Мы изучали эту проблему и обнаружили около 30 условий в стандартных контрактах на поставку продукции, которые, с нашей точки зрения, являются дискриминационными.

Они создают неравные условия взаимоотношений между торговой сетью и предприятием — поставщиком продукции. В особенности если это касается субъектов малого предпринимательства. Крупные поставщики в состоянии нанять квалифицированных адвокатов и на равных оговаривать условия поставки своего товара.

Малый предприниматель лишен такой возможности. И вот в такой ситуации малая фирма должна идти именно в наш департамент.

— Как на деле выглядит помощь Федеральной антимонопольной службы какому-то конкретному предпринимателю? Вот он пришел в ваш департамент, оставил заявление. Что происходит дальше?

— Сотрудники департамента рассматривают жалобу. Затем мы приглашаем и выслушиваем и ту и другую сторону, просматриваем всю документацию, способную подтвердить или опровергнуть нарушение законодательства. Если факт нарушения подтверждается, на нарушителя налагается штраф и выдается предписание, которое обязывает его устранить это нарушение. Если по каким-то причинам нарушение не будет устранено, то налагается еще один штраф — уже за невыполнение нашего предписания. Если снова никаких сдвигов в сторону устранения нарушения, то мы накладываем штраф по Кодексу об административных правонарушениях в двойном размере. Если снова нарушается закон, то ФАС имеет право в судебном порядке подать иск о дисквалификации должностных лиц предприятия-нарушителя. Руководство такой компании будет лишено права занимать должность на срок до трех лет. В общем, все достаточно жестко. И мы выступает только за дальнейшее ужесточение санкций.

— Каков размер штрафа для компании, нарушившей антимонопольное законодательство?

— До 10% от годового оборота компании. За базу берется год, предшествующий правонарушению.

— Какие-то меры по борьбе с монополиями малые фирмы могут предпринимать самостоятельно?

— Наиболее правильный выход из ситуации — это кооперирование малых предприятий. Это как раз тот резерв, который до сих пор совершенно не использовался. Единственные, кто пошел по системе кооперации, — это Министерство сельского хозяйства РФ. Кооперацию включили в национальный проект по развитию АПК.

Положительные результаты появились практически сразу. Создано несколько тысяч кооперативов на селе: сбытовых, производственных, кредитных. Мелкие фирмы, личные подсобные хозяйства, производящие какую-то продукцию, объединяются. Им становится проще действовать на рынке.

— Что ждет монополистов после Нового года?

— МЭРТ сейчас ведет активную разработку Закона об организации торговой деятельности. Мы также внесли свои предложения. Их суть заключается в том, чтобы снизить порог признания крупной компании доминирующим игроком. Для этого уже есть специальный показатель — доля рынка, при которой субъекта можно считать доминирующим. И, соответственно, применять к нему меры антимонопольного воздействия: штрафы, предписания, которые регулируют его деятельность. Эта доля на сегодняшний день равна 50% и может быть не ниже 35%. Если ниже 35%, то игрок на рынке считается честным конкурентом. Мы считаем, что для предприятий торговли этот показатель нужно снизить — до 20 или даже 15%.

Федеральная антимонопольная служба ведет постоянную работу, помогает предпринимателям, вносит предложения в законодательные проекты. Мы делаем это не кулуарно, а в диалоге со всеми участниками рынка.





Партнеры