Мини-бизнес Болгарии

У болгарского малого бизнеса — раздвоение личности

С одной стороны, предприниматели в восторге от кредитов, выдаваемых европейскими банками, а с другой стороны, за займы приходится платить очень высокий процент. С одной стороны, очень хочется одеть американцев, а с другой — сильный евро делает болгарские товары дороже китайских.

С одной стороны, есть мечты о равноправном членстве в ЕС, а с другой — уже сегодня от введения визового режима туристическая отрасль несет убытки.

Будущее болгарского малого бизнеса после расширения границ Европейского союза за счет выхода к Черному морю могла бы предсказать, наверное, только Ванга...

Болгария — это страна малого бизнеса, но с маленькой буквы. В стране действует более 200 тыс. предприятий, 91% из которых — микропредприятия с численностью персонала до 5—10 человек и индивидуальные предприниматели. У российского и болгарского малого бизнеса есть масса общих черт. Например — фиктивные малые предприятия (те, которые в народе называют “подставными”, или “прокладками”). До трети малых болгарских фирм открываются не для ведения бизнеса, а для отмывки “черного нала”, легализации доходов, переправки финансовых потоков в страны ЕС. Еще одна общая черта малых предприятий РФ и Болгарии — торговый перекос. Видно, все братья-славяне любят продавать, а не производить, сеять и жать. В перерабатывающей промышленности занято всего 12% болгарских малых фирм, в сельском хозяйстве еще меньше — всего 9,7%.

Дорогая денежка

Любовь к торговле возникла у бизнесменов Болгарии на пустом месте — у них нет денег на развитие какого-то другого, более серьезного дела. Главная беда предпринимательства — хроническая нехватка финансовых ресурсов. Банки местному бизнесу не доверяют, поэтому стараются кредиты на развитие, расширение производства, освоение новых инноваций особо не давать.

Иностранцы же, напротив, оказывают болгарским компаниям всестороннюю поддержку. На покупку здания, приобретение оборудования, транспортных средств, на оплату лицензий и патентов, на пополнение оборотного капитала можно получить деньги в Европейском инвестиционном фонде, ЕБРР и в многочисленных представительствах европейских коммерческих банков.

Альтруизм европейских финансовых и кредитных структур объясняется очень просто: денежки выдаются болгарским предпринимателям под весьма высокие ссудные проценты. Для примера возьмем кредитную программу “Динамо”, разработанную Европейским инвестиционным фондом. “Динамо” рассчитана на малые компании, стартующие в сфере торговли, услуг и производства. Новичкам предлагается кредит небольшого размера — примерно до 10—15 тыс. евро на срок до 3 лет и под 9—15% годовых… Под такие проценты ни один немецкий, шведский и даже итальянский уважающий себя и свой труд предприниматель деньги в долг брать не будет. А с чего его тогда возвращать? Средняя рентабельность бизнеса в Европе и даже Болгарии не превышает 15—20%?

И тем не менее болгары, измученные безработицей и низким уровнем жизни, вынуждены идти на столь дорогое кредитование. Средний объем ежегодных европейских инвестиций в экономику Болгарии составляет не менее 1—1,5 млрд. евро. При этом иностранные банки постоянно улучшают условия кредитования болгарского бизнеса: сокращают сроки рассмотрения заявок, снижают требования к залогу, более лояльно подходят к бизнес-планам. Все говорит о том, что зарубежные банки нащупали свою золотую жилу. Главное побыстрее “втюхать” кредит неискушенному болгарскому предпринимателю.

Америка могла бы спасти

Во времена коммунистического прошлого Болгария славилась своими продуктами питания, овощными консервами, лекарствами, косметикой и парфюмерией, изделиями легкой промышленности. Культура производства товаров массового потребления сохранилась и по сей день. Более того, лет десять назад болгарские бизнесмены начали покорять Америку. Особенно преуспели те, кто сделал ставку на текстиль: производство тканей и готовой одежды. Качество болгарских товаров на порядок выше китайских и турецких, при этом дизайнерская составляющая очень высока. Турки и китайцы, как бы им ни хотелось, в любое изделие вносят свой неповторимый восточный или азиатский колорит. Болгарская одежда отличается европейской скромностью и простотой. При этом производственные издержки в Болгарии сопоставимы с китайскими и турецкими. К примеру, аренда производственных или складских помещений даже в Софии редко превышает 1—3 евро за 1 кв. метр в месяц. Труд в Болгарии тоже очень дешев. Ведь жители более чем 13 общин официально признаны бедняками. Они живут в нищете и готовы работать на фабриках за минимальную заработную плату.

На экспорте пиджаков, курток и брюк в США и Канаду успели заработать десятки малых болгарских фирм. Но три года назад болгарское правительство, ведущее явно проевропейскую политику, решило все внешние долги страны перевести из долларов в евро. Более того, в преддверии вступления Болгарии в еврозону курс местного лева также “привязали” к евро. Что из этого вышло?

Во-первых, все болгары стали еще большими должниками по отношению ко внешним заемщикам — долги пересчитываются не в постоянно понижающемся долларе, а в регулярно растущем евро. Во-вторых, из-за привязки местной валюты к курсу европейской все болгарские товары постоянно повышаются в цене.

“Благодаря” заботам своих министров бизнесмены, торгующие с Канадой и США, проиграли вдвойне. Их одежда существенно выросла в цене. А вот экспортные выручки, напротив, снизились. Американцы и канадцы рассчитываются за поставки одежды в долларах США. К тому моменту, когда деньги приходят на болгарские счета, из-за постоянной борьбы евро и доллара их эквивалент в болгарских левах очень сильно урезается.

Выиграл в данной ситуации только Китай. Валюта Поднебесной привязана к доллару, поэтому местные экспортеры ничего не теряют на перекурсовках. А так как болгарские квоты на поставки текстиля в США и Канаду остаются незакрытыми, вакантные места заполняются за счет дополнительных завозов из Китая и Турции.

Из-за постоянно искусственно растущего лева серьезно пострадали не только текстильные предприятия Болгарии, но и те, что занимаются производством мебели и деревообработкой. До 50% продукции деревообрабатывающей отрасли уходило у малых предприятий на экспорт. Причем почти треть произведенной продукции закупали также США и Канада. Сегодня болгарская мебель неинтересна не только американцам, но и европейцам и русским. По своему качеству она существенно уступает мебели, произведенной в Италии и даже Румынии. А по ценам и вовсе не выдерживает конкуренции с Китаем, Польшей и Малайзией.

Страдают от “европейского” лева и перевозчики, занимающиеся доставками крупногабаритных грузов транзитом через Болгарию и по всей территории Европы. Уйти с рынка транспортных услуг им некуда. Для того чтобы не потерять клиентов из стран СНГ, Греции и Турции, они вынуждены оставлять свои цены на прежнем уровне и даже снижать их. В результате маржа — прибыль от перевозки грузов — становится “тоньше лезвия бритвы”…

Европа не поможет

Болгарское правительство, ослепленное золотыми звездами ЕС, пошло еще дальше — ввело визовый режим при въезде на территорию страны. Туристов из европейских стран от этого больше не стало. А вот гостей из Сербии, Македонии и, конечно же, России болгарские гостиницы, маленькие прибрежные кафе, “золотые” магазинчики и бутики недосчитались. При этом, как признаются сами болгары, российские туристы на порядок щедрее скупых европейцев. За отдыхом из Европы в Болгарию ездят в основном пенсионеры и малообеспеченные граждане. Тогда как из России всегда приезжают туристы с тугим кошельком.

В любом деле главное — вовремя осознать свои ошибки. Тех, кто захочет организовать на территории Болгарии иностранное или совместное предприятие, ждут налоговые льготы и даже кредиты, правда, по европейским ставкам.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру