Кредит на магнитной полосе

Куда развивается рынок пластиковых кредитных карт

10 декабря 2007 в 16:02, просмотров: 436

Седьмой год россияне пользуются кредитными картами. За это время пластиковые “кошельки” пополнились новыми интересными продуктами — grace-period, cash back, privat lable, консолидацией баланса, разнообразными ко-брендинговыми и бонусными программами. Заглянуть в недалекое будущее кредитного “пластика” попытался “ЭВ”.

Первый опыт

По мнению руководителя проектов отдела развития кредитных карт Альфа-Банка Наталии Сатанцевой, российский карточный рынок начал развиваться с овердрафтных продуктов, потом плавно перешел к кредитным картам.

“Овердрафт удобен тем, что клиент имеет возможность использовать собственные средства, размещенные на счете карты. И только при их недостаточности или отсутствии держатель карты использует заемные средства в рамках установленного банком лимита. При этом клиент должен заплатить проценты только за фактически использованные заемные средства”, — сообщил директор департамента розничного кредитования МКБ Павел Ильин.

Согласно опросам, только половина владельцев пластиковых карт используют их для получения кредитов. Чаще всего обладатели кредиток используют их как обычные дебетовые карты. По данным ЦБ, в 2006 году из общей суммы операций по пластиковым карточкам более 93,5% (4 трлн. руб.) пришлось на снятие наличных.

Первую в России револьверную кредитную карту для “человека с улицы” выпустил в 2001 году банк “Русский стандарт”.

Револьверная кредитка является открытой кредитной линией, в рамках которой владелец карточки имеет возможность постоянно перекредитовываться. Чтобы иметь возможность автоматически пополнять свой “электронный кошелек”, заемщик должен ежемесячно гасить минимальную часть задолженности — обычно это 5—10%.

Как пояснили в пресс-службе Мастер-Банка, главное достоинство кредитной карты заключается в возможности “занять” у банка необходимую сумму абсолютно на любые цели, не прибегая к оформлению кредита. Кредитная карта — очень удобный способ расчета. Используя кредитку, можно оплачивать покупки сразу, а погашать задолженность позже: полностью или частями. Человеку не нужно носить с собой большие суммы наличных на случай непредвиденных расходов. К тому же кредитная карта — это защита от потери или кражи денежных средств. Расплачиваясь кредиткой, легко контролировать свои расходы, потому что банки ежемесячно предоставляют своим клиентам выписки по счету.

Недостатков у кредитных карт намного меньше. “Основной минус в том, что такая “простота” в получении кредита часто приводит к ненужным, импульсивным покупкам. Кроме того, с кредитной карты не очень выгодно снимать наличные в банкоматах, поскольку некоторые банки взимают за это довольно высокие комиссии. Дату формирования выписки и день окончания льготного периода также устанавливает банк, что не всегда удобно”, — добавили в пресс-службе Мастер-Банка.

Специалисты подчеркивают колоссальное отставание карточного рынка России от развивающихся рынков. Процент покупок по картам от общих потребительских расходов в России значительно меньше, чем в менее развитых странах. “Сегодня менее 1% всех потребительских трат приходится на карты. 10—15 лет назад то же самое было в Турции, Индии и Польше. Сейчас там траты через пластиковые карты намного выросли. В России в среднем на одного человека приходится 0,2 карты, в Польше и Турции в среднем приходится по одной карте на человека, в Великобритании — полтора, в США по четыре карточки и более”, — сказал вице-президент Ситибанка Селим Эргоз.

Льготный период

Реальный рынок кредитных карт появился в России пару лет назад после введения в Гражданский кодекс (ГК) поправок, разрешающих банкам выпускать кредитки со льготным периодом (grace-period). До этого был, по сути, кредит на “пластике”, это не была кредитная карта в привычном западном понимании. На следующий же день после вступления в силу этих поправок в 2005 году карточки с беспроцентным кредитом запустил Ситибанк. Во время льготного периода заемщик не платит проценты по кредиту, если задолженность по нему погашается полностью в установленное время. Сегодня карты с grace-period от 20 до 60 дней выпускают около 30 российских банков. Обычно льготный период делится на две части: как правило, 30 дней, в течение которых заемщик может совершать покупки по карте, и еще 20—30 дней так называемого расчетного периода, в течение которого банк формирует выписку по кредиту.

Банки по-разному устанавливают дату начала расчетного периода, которая может и не совпадать с началом календарного месяца. Зачастую льготный период по картам действует лишь в том случае, если заемщик расплачивается картой в магазинах. За снятие наличных на карту начисляются проценты в полном объеме.

Отметим, что отдельные банки предлагают grace-period по картам как дополнительную услугу за дополнительные деньги. В этом случае независимо от того, погасил ли клиент задолженность по карте к отчетной дате, проценты все равно начнут начисляться на задолженность после окончания grace-period. Сейчас, когда многие розничные банки ввели беспроцентный период по кредитным картам, овердрафты остались невостребованными. По мнению экспертов, сегодня самым интересным и перспективным продуктом являются револьверные кредитные карты. “Даже клиенты с высокими доходами мигрируют с овердрафтной на револьверную схему, которая предоставляет более гибкие условия обслуживания кредитов: все сразу или частично”, — отметил заместитель председателя правления банка “Возрождение” Марк Нахманович.

Минувшим летом многие банки понизили эффективные ставки по кредитным картам. Для повышения привлекательности продуктов среди клиентов также была понижена плата за годовое обслуживание карт. Средняя процентная ставка по рынку кредитных карт в настоящее время составляет 18% в рублях и 22% в валюте. В этом году ряд банков  уменьшили размер минимального платежа до 5%.

“В Москве и Санкт-Петербурге у населения высокие доходы и, соответственно, лимиты по картам намного выше, чем даже в среднем на рынках Турции и Польше, — говорит г-н Эргоз. — Другое дело, как назначаются кредиты, насколько они справедливы. Например, в той же Турции и Польше хорошо развиты кредитные бюро, поэтому там намного легче оценить кредитоспособность человека. В России это трудно сделать, поэтому здесь не редкость отказы или лимиты назначаются несправедливо как в большую, так и меньшую сторону. К сожалению, Сбербанк и “Русский стандарт” не входят в бюро кредитных историй. Поэтому огромное число людей не могут получить справедливые лимиты по картам.

Но даже те кредитные бюро, которые существуют, очень быстро развиваются, и ситуация очень быстро меняется в лучшую сторону. Все больше людей попадают в эти базы данных, и процесс оценки их кредитоспособности становится все быстрее и проще”.

Новинки сезона

“Россия в некотором смысле странная страна: с одной стороны, здесь многих вещей нет, а с другой — есть то, чего нет даже на более развитых рынках. Например, схема cash back еще не пришла в Турцию или Польшу, зато она появилась в России. Однако в России менее развиты ко-брендинговые продукты”, — отметил Селим Эргоз. Оплачивая любые покупки картой с cash back, ее держатель ежемесячно получает определенный процент (обычно 1%. — “ЭВ”) потраченной суммы обратно на свой счет. Привез ноу-хау из заграницы Ситибанк. Вслед за ним карту с системой cash back запустил Промсвязьбанк.  

Перед Новым годом многие банки проводят специальные акции. Например, при оплате кредиткой cash back покупки на сумму 5 тыс. рублей в течение 10 календарных дней с момента активации карты клиент получает единоразовую премию в размере 300 рублей на свой счет. Или при заполнении до 31 декабря онлайн-заявки на кредитку клиенты получают 50-процентную скидку на годовое обслуживание в течение первого года.

“Совместные проекты банков и компаний нефинансового сектора — одно из самых перспективных направлений “пластикового” рынка. Сегодня на территории России действует около ста крупномасштабных ко-брендинговых программ”, — сообщил Павел Ильин. Хотя российскому карточному бизнесу еще далеко до уровня западных рынков, где собственные кредитные карты выпускают даже крупные торговые сети.

Интересно, но отсталость российского рынка может стать и его конкурентным преимуществом. С одной стороны, количество точек приема, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, катастрофически мало. Но с другой — рынок готов к приему новых технологий, таких как биометрия, чиповые карты. Об этом за океаном могут только мечтать. В США, напротив, колоссальная сеть, но американские банки пока просто не готовы тратить десятки миллиардов долларов на техническое переоснащение точек приема.

Взгляд за горизонт

“Россия, как мне кажется, ближе к США и Великобритании, чем другие развивающиеся страны, потому что в ней сильнее развиты экономика и потребление. В России следует ожидать появления новых схем, таких как, например, консолидация баланса — когда банк предлагает клиентам перейти из одного или нескольких банков, закрыть там карты и перевести баланс на лучшие условия в другой банк. Это уже начинает делать индийский ICICI банк”, — говорит Селим Эргоз. По его мнению, будут очень сильно развиваться ко-бренды и появятся privat lable — когда крупная сеть делает собственную кредитную карту, а банк выполняет чисто технические функции.

Россияне стали значительно больше путешествовать, покупать автомобили, поэтому должны развиваться ко-бренды, связанные с туризмом или заправками (это самые популярные ко-бренды за границей). Пока банки не освоили эти широкие сегменты, им еще рано уходить в узкие сегменты, например создавать продукт для женщин, читающих модный журнал.

“Конкуренция в борьбе за держателя карты усиливается, поэтому банки будут использовать различные маркетинговые ходы для привлечения новых клиентов (акции, бонусные программы, дополнительные услуги). Тарифы за обслуживание пластиковых карт, на мой взгляд, постепенно будут снижаться”, — считает заместитель директора департамента розничного бизнеса Экспобанка Юлия Изотова. С ней согласна и Наталия Сатанцева. По ее мнению, в 2008 году также будет продолжаться развитие ко-брендинговых кредитных карт, которые помогут сегментировать клиентов на определенные группы. По мнению других банкиров, активное развитие получит дистанционный сервис.

“Сейчас в США половина потребительских покупок осуществляется через пластиковые карты, в Великобритании — четверть, в Польше и Турции — 10%, в России — менее 1%”, — уточнил г-н Эргоз. По его прогнозу, через два-три года расчеты через “пластик” в России вырастут в несколько раз и достигнут уровня Турции. Эксперты из Visa и MasterCard также называют Россию очень перспективным рынком. “Но здесь очень важны два аспекта. Во-первых, готовность людей переходить на электронные платежи. И в этом отношении Россия и Китай развиваются быстрее остальных стран — в этих странах высокий уровень образования населения и люди готовы к переменам. Во-вторых, важна позиция банков: если они занимают ответственную позицию в этом бизнесе, то все развивается нормально. А если банки погонятся за краткосрочной сверхприбылью, задрав процентные ставки за обслуживание, то они могут разрушить репутацию самого платежного инструмента”, — заключил банкир из Ситибанка.

Банки – лидеры карточного рынка РФ (К-во карт в обращении,  тыс. шт) На 1.07.2007 г.

1    Сбербанк    20 140
2    Банк Москвы    7 719
3    Русский стандарт    2 807
4    Уралсиб    2 564
5    ТрансКредитБанк    2 368
6    ВТБ 24    1 670
7    МДМ-Банк    1 634
8    ХКФ-Банк    1 118
9    Балтийский    1 073
10    Возрождение    910

Условия открытия и обслуживания кредитных карт можно посмотреть в формате PDF



Партнеры