Революция на небесах

Авиаперевозчиков обязали перейти на электронные билеты

10 декабря 2007 в 14:33, просмотров: 1090

В следующем году все авиакомпании, желающие работать на мировом рынке, должны согласно требованию Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) полностью перейти на выпуск электронных билетов. Для России это означает целую революцию, которая скорее всего выйдет боком. В отличие от других стран, где пассажиры летают по электронным билетам уже более 10 лет, у нас новые технологии начали внедряться только в середине 2007 года. К переходу на е-тикеты сейчас готовы лишь несколько крупных авиакомпаний и аэропортов.

Вчера ОАО “РЖД” запустило эксперимент по применению “новой технологии посадки в вагон пассажиров, оформивших заказ на билет через Интернет”.

На самом деле электронные билеты, или е-тикеты, имеют ряд преимуществ как для самих пассажиров, так и для авиакомпаний. Во-первых, это существенная экономия времени. Не надо ехать в офис или в аэропорт и стоять в очереди в кассу. Все операции по покупке е-тикета можно в течение нескольких минут осуществить из дома. Главное, чтобы были компьютер с доступом в Интернет и банковская карта системы Visa или Master Card с необходимой суммой на счете. Далее все предельно просто: на сайте авиакомпании нужно выбрать раздел, касающийся покупки и бронирования билетов. В специальной графе указать место назначения, даты путешествия, количество пассажиров и класс обслуживания. Потом — ввести данные пластиковой карты: ее номер, имя владельца и обязательно CVC-код (номер на обратной стороне карты) — и одним “кликом” совершить покупку.

В этот момент вся информация о тарифе, путешественнике и маршруте поступает в базу данных авиакомпании. Компьютеры аэропорта — на стойках регистрации, в пунктах контроля и досмотра — также подключены к этой базе, поэтому в аэропорту пассажир может предъявить только паспорт. Однако, как правило, авиакомпании высылают на адрес электронной почты клиента номер его е-тикета, а также “маршрутный лист”, в котором подробно расписаны рейсы, время ожидания в транзитных аэропортах и другие условия перелета. Всю эту информацию рекомендуется распечатать на листе формата А4. Она может пригодиться, например, при самостоятельной регистрации в специальных киосках или при предоставлении отчета в бухгалтерию в случае командировки.

За границей технология выписки электронных билетов существует уже более 10 лет — первыми ее внедрили американцы в 1996 году — и пользуется большой популярностью на всех континентах. По данным IATA, в США электронными являются порядка 93% билетов, в Европе — 83%, в Африке — 58%, а в СНГ — около 10%. По предварительным оценкам ассоциации, 100%-ный переход на е-тикеты позволит авиационной отрасли сэкономить $3 млрд. в год. Авиакомпании в свою очередь смогут на 90% сократить расходы на оформление авиабилетов: ведь затраты на выпуск электронного билета составляют $1 против $10 за стандартный бумажный бланк. Помимо экономии бумаги повысится также эффективность документооборота: сейчас перевозчики учитывают деньги, поступившие от пассажиров, только по факту получения всех отрывных купонов. В случае перехода на е-тикеты многомесячное ожидание не понадобится.

В России эпоха электронных билетов наступила с огромным опозданием — до особого приказа Минтранса, вышедшего в январе 2007 года, авиакомпании просто не имели права их выписывать. Весной и летом текущего года новую технологию начали потихоньку внедрять члены IATA — “Аэрофлот”, “Трансаэро”, “S7”, поскольку для них это вопрос выживаемости на мировых рынках. Те, кто до 2008 года не введет электронный билет, рискуют остаться без партнеров за рубежом, а превращаться в маргиналов никому не хочется. Однако до недавнего времени в России были возможны только суррогаты е-тикетов. После покупки билета на сайте за ним все равно приходилось тащиться в офис авиакомпании, т.к. без бумажного бланка в самолет не сажали. Или же нужно было получить контроль-кассовый чек, без которого е-тикет не принимался в качестве отчетного документа бухгалтерией.

Наиболее странная и запутанная технология покупки электронного билета с мая 2007 года действует в системе РЖД. Во-первых, распечатка о приобретении е-тикета легитимным проездным документом не является. Для его оформления нужно не менее чем за час до отправления поезда явиться на вокзал и при предъявлении паспорта получить стандартный бланк ОАО РЖД. Кроме того, за оказанную услугу с клиента возьмут сервисный сбор в размере 125 рублей. Таким образом, е-тикет обойдется пассажиру не дешевле, а дороже обычного билета, что само по себе нонсенс.

Однако в Минтрансе уверяют, что все это дела давно минувших дней. И после поправок, внесенных еще прошлой Думой в Воздушный и Налоговый кодексы, никаких препятствий для оформления и применения классических электронных билетов больше не существует. Командированным можно теперь использовать распечатку электронного билета в качестве документа строгой отчетности. В связи с этим “Аэрофлот” объявил, что к середине 2008 года готов полностью перейти на безбумажный выпуск билетов, а ОАО “РЖД” сообщило, что вчера начало эксперимент по применению “новой технологии посадки в вагон пассажиров, оформивших заказ на билет через Интернет”. Более простой и менее хлопотной, чем та, которая существует ныне. Пока эксперимент затронет только один поезд — “Юность”, курсирующий по маршруту Москва—Санкт-Петербург в дневные часы. Обладатели е-тикета, приобретенного на портале РЖД, смогут садиться в этот поезд без дополнительного оформления проездного документа в железнодорожной кассе. Все процедуры будут проводиться непосредственно при посадке в вагон, для чего проводников оснастят специальными терминалами и мобильными кассами. В управлении Октябрьской железной дороги поясняют, что выбор на “Юность” пал не случайно: именно этот поезд пользуется наибольшим спросом у пользователей Интернета. Если эксперимент, который продолжится до 31 января следующего года, пройдет успешно, то данная технология будет внедрена во всех поездах на сети российских железных дорог. А в перспективе РЖД и “Аэрофлот” намерены выпускать “сквозные” е-тикеты, позволяющие попасть из пункта А в пункт Б с использованием двух видов транспорта — авиационного и железнодорожного.

Вместе с тем уже очевидно, что в 2008 году полного перехода на электронные технологии билетооформления в России не будет. К этому не готовы большинство авиакомпаний, особенно местного значения, выполняющие внутренние рейсы, а также аэропорты, не имеющие ни достаточных средств, ни технических возможностей для переоснащения.

Кроме того, далеко не все россияне имеют свободный доступ в Интернет, а также банковскую карточку Visa или MasterCard. А те, кто имеет, не всегда горят желанием “засветить” во Всемирной Паутине свое имя, номер и код.

Уровень доверия к электронным платежным системам в России еще очень низкий. Отдельные пассажиры психологически не готовы являться в аэропорт с пустыми руками. Им спокойнее, когда в правом кармане пиджака лежат паспорт и стандартный бумажный билет.

Прекрасно понимая, что за полгода революцию в умах не произведешь, даже крупные российские перевозчики обещают на переходный период сохранить два типа авиабилетов — наряду с е-тикетами в 2008 году в офисах по-прежнему будут продаваться посадочные бланки. IATA обещала войти в положение.



Партнеры