Читать не вредно

Россия снова впереди планеты всей

12 декабря 2007 в 19:32, просмотров: 1076

Итоги Международного исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS-2006) удивили и одновременно обрадовали российских педагогов: наши четвероклассники заняли первое место!

Их результаты оказались выше, чем у традиционных лидеров подобных тестирований — школьников из Финляндии, Канады, Японии, Гонконга и Сингапура. Победа наших ребят тем более приятна, что на аналогичном исследовании Programme for International Student Assessment (PISA-2006), проводимом среди 15-летних учеников, наши тинейджеры заняли, прямо скажем, не самое престижное место — 35-е из 57 возможных.

В 2006 году средний балл российских учеников оказался 565 (из 1000 возможных), в 2001-м — 528, 16-е место. Разница с результатами ребят из Гонконга и Сингапура (второе и третье места, 564 и 560 баллов соответственно), конечно, минимальная, но тем не менее...

Кстати, по количеству школьников, читающих каждый день художественную литературу, Россия все еще находится на первом месте (50% учащихся по сравнению с 32% в среднем по странам-участницам). Лидерство удерживается за счет традиционного уважительного отношения к книге (особенно со стороны старшего поколения, бабушек и дедушек), а также за счет школьной программы, где чтению художественных произведений, в первую очередь отечественной классики, уделяется достаточного много времени. Пушкин, получается, действительно наше все — от первого школьного года до последнего.

Как избавиться от мышей?

Исследование PIRLS проводится следующим образом. Каждому ребенку дается тетрадь с двумя текстами и заданиями к ним. Первый текст художественный — как правило, забавная история, описание или сказка, второй — научно-популярный (чаще всего рассказ о животных). Иногда текст бывает рекламным, взятым из буклета какой-нибудь фирмы. Например, рекламка центра по прокату велосипедов.

К текстам прилагается 12—15 заданий, на выполнение которых отводится 40 минут. Они различны по сложности: в одних требуется выбрать правильный ответ из четырех возможных, в других — написать короткую фразу. Результаты оцениваются по 1000-балльной шкале.

В одной из тетрадей, к примеру, был рассказ “Перевернутые мыши”. В нем говорилось о неком старике Левоне, которому очень досаждали серые грызуны. Когда их развелось слишком много, Левон пошел в магазин, купил клей и несколько мышеловок. Дома он приклеил мышеловки… к потолку. Ночью грызуны вылезли из норок, посмотрели наверх и стали смеяться над глупым хозяином. Разумеется, в эти ловушки никто не попался. Но на следующий день Левон приклеил к потолку уже обеденный стол, стулья, телевизор, лампу и даже ковер. Ночью мыши снова веселились, глядя на потолок, но потом задумались и решили, что сами, наверное, сидят вверх лапами. Тогда они перепугались и, чтобы обрести равновесие, встали на головы, отчего вскоре потеряли сознание. А хитроумный Левон утром собрал бесчувственных грызунов в мешок и вынес их всех из дома.

После текста ребятам предлагалось ответить на такие вопросы: “Как в рассказе показано, что думали мыши по поводу происходящего?”, “Как вы считаете, легко ли было обмануть мышей? Приведите один пример” и др. Также требовалось описать, каким человеком был Левон, и объяснить, что делает эту историю неправдоподобной.

— Исследование PIRLS показало, что российские ребята, как правило, очень хорошо справляются с теми тестами, где требуется сформулировать основную идею, выделить главную мысль, но буксуют там, где надо выразить свое отношение к прочитанному или дать оценку, — комментирует результаты PIRLS руководитель Центра оценки качества образования ИСМО РАО Галина Ковалева. — Наши ученики читают, что называется, взахлеб, не пытаясь критически подойти к тексту. В отечественных школах этому не учат. Для педагогов главное — скорость и объем прочитанного, а не умение анализировать содержание.

Результаты PIRLS показали, что российские дети в целом читают больше (по времени, по количеству книг и по их разнообразию), чем их западные сверстники. Причем делают это в основном, что называется, для души, а не ради школьной оценки. Есть и современные тенденции: в последние годы увеличилось количество мальчиков, использующих в качестве библиотеки Интернет, а также возросло число девочек, регулярно читающих статьи в журналах и газетах.

Между тем, по мнению специалистов, чтению в российской школе надо уделять еще больше времени. В Израиле этому предмету отдают 30 часов в неделю, в Шотландии — 28, во Франции — 26, в Англии — 24, а у нас всего 18.

Вот такая PISA!

И еще одна интересная закономерность: с возрастом наши школьники все больше… глупеют. Международное исследование образовательных достижений учащихся (PISA-2006), проводимое среди 15-летних учеников, показало, что отечественные девятиклассники по уровню естественнонаучной и математической грамотности, а также по грамотности чтения находятся на уровне существенно ниже среднеевропейского.

Так, по естественнонаучной грамотности российские школьники оказались на 33—38-м месте, по математической грамотности — на 32—38-м, а по грамотности чтения — на 37—40-м. Единственное утешение — в одну компанию с нами попали США, Италия, Испания, Норвегия, Греция и др. Значит, не мы одни такие…

В 2006 году две трети заданий пришлись на естественнонаучные вопросы (в 2003-м — на математику). Наши тинейджеры в общем зачете показали всего лишь 35-й результат. А верхние строчки таблицы заняли школьники из Финляндии, Канады, Гонконга, Южной Кореи, Японии, Бельгии, Швейцарии и Новой Зеландии.

— Выходит, за пять лет российские ребята резко деградируют? В четвертом классе — первое место среди сверстников, а в девятом — ближе к концу списка…

— Очевидно, негативно сказывается перегрузка в классе и дома, — объясняет Галина Ковалева. — В нашей школе пытаются впихнуть в головы учеников как можно больше знаний, совершенно не заботясь о том, пригодятся ли они в будущем. Между тем 90% полученной в классе информации забывается уже через год-два. На Западе учат совсем по-другому. Там главное — заинтересовать ребенка в предмете, научить его учиться.

Российские школьники, как выяснилось, с годами теряют интерес к обучению, снижается и успеваемость. И самое заметное падение происходит, как ни странно, у отличников. В начальной школе обычно бывает 10—12% пятерочников, в 9-х классах их всего 5—6%. Уменьшение в два раза! По мнению Ковалевой, надо менять всю систему: не заставлять ребят зубрить нудные учебники, а приучать самостоятельно добывать знания, в том числе с помощью библиотек и Интернета. А иначе нам никогда не догнать ребят из ведущих стран Запада и Юго-Восточной Азии. И даже любовь к чтению нам не поможет.

СПРАВКА

Международный проект “Исследование качества чтения и понимания текста” (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) проводится раз в пять лет. В нем принимают участие школьники четвертого года обучения (начальная школа). Средний возраст — 9—10 лет (в России — 10—11). В 2006 году тестирование прошло в 45 регионах РФ, в нем участвовали 4955 четвероклассников из 232 школ (в 2001 году — 4093 ученика из 206 школ). Выбор школ и ребят был случайным.

Programme for International Student Assessment (PISA) — международное тестирование 15-летних подростков. Оно проводится раз в три года. Его цель — проверить умение применять полученные знания в реальной жизни. В 2006 году в тестах приняли участие 57 стран (в 2003-м — 42). В России — почти 5800 ребят из 209 школ (2003 — 6000 из 212 учебных заведений).

ИЗ ЗАДАНИЙ PISA-2006

Легкое. “По числу скрипов сверчка можно достаточно точно определить температуру воздуха. Надо к числу скрипов, произведенных за 14 секунд, прибавить 42. Получится температура по Фаренгейту. Николай услышал 17 скрипов за 14 секунд. Какова была температура воздуха? Сколько скрипов он услышит за 1 минуту?”

Трудное. “Существуют две гипотезы, от чего 65 миллионов лет назад вымерли динозавры: от столкновения с землей гигантского астероида или от извержения вулканов. Проанализируйте три факта и скажите, какую из теорий они подтверждают”. Факты приводились следующие:
— вблизи Мехико находится огромный кратер, образованный столкновением астероида с Землей;
— в горных породах мелового периода обнаружено высокое содержание иридия — крайне редкого на Земле элемента, но часто встречающегося в астероидах;
— в породах обнаружены слои сажи, образовавшиеся 65 миллионов лет назад”.

Забавное. Чтобы подтвердить известную легенду об основателях Рима братьях Ромуле и Реме, вскормленных волчицей, в одном из заданий приводилась таблица с данными о составе молока женщины, коровы и волчицы. Проанализировав их, надо было высказать свою точку зрения — могла ли произойти эта история на самом деле.

Разное. Были в тестах и вопросы о генетически измененных продуктах, наследственности, кислотных дождях, фазах Луны, рентгеноскопии и пр. Но все они имели одну общую черту — требовали не столько знания предмета, сколько умения мыслить логически, рассуждать и анализировать факты. Даже по математике были не просто задачи на вычисление и знание формул, а своеобразные тесты на практическую смекалку — например, предлагалось из двух тарифных планов оплаты мобильных телефонов выбрать наиболее выгодный.



    Партнеры