Военно-российская дорога

Спасение жертв ДТП становится новым направлением нацпроекта “Здоровье”

Россию отличает запредельно высокий уровень смертности в ДТП. И виноваты в этом не только две традиционные беды — дураки и дороги. 80% погибших не успевают получить необходимую медицинскую помощь.

Особенно важно своевременное оказание медицинской помощи жертвам российских дорог — здесь бьются и гибнут, как ни в одной другой развитой стране мира: доля тяжелых травм в России в 20 раз выше, чем в Европе, а число погибших на 100 пострадавших в ДТП превышает европейские показатели на 100%.

При этом большинство россиян, пострадавших в ДТП, погибают, так и не дождавшись врачебной помощи. По официальной статистике, из-за позднего прибытия бригад “скорой помощи” на тот свет отправляются до 60% всех погибших (в зарубежных странах этот показатель не превышает 2—3%). Еще 20% летальных исходов можно было бы избежать, обладай водители хотя бы минимальными навыками оказания первой медицинской помощи, уверяют врачи.  

Размах “дорожной войны”, показатели которой в последние годы начали всерьез влиять на общий уровень смертности в стране, вынудил руководство страны пойти на экстренные меры. С 1 января 2008 года борьба за жизни пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях станет новым направлением нацпроекта “Здоровье”, сообщил первый вице-премьер Правительства России Дмитрий Медведев.

Программа совершенствования медпомощи жертвам ДТП рассчитана на три года. За это время медикам предстоит заткнуть обе бреши, через которые главным образом и утекают человеческие жизни, — наладить каналы оперативной информации о ДТП и резко сократить время оказания медпомощи пострадавшим.

СПРАВКА

Наилучшие шансы выжить или отделаться несложным лечением получают жертвы автоаварий, получившие квалифицированную медицинскую помощь в течение получаса с момента получения травм. Отсутствие помощи в течение часа после ДТП увеличивает смертность на 30%. В течение трех часов — на 60%, а в течение шести часов — почти вдвое.

По словам Медведева, практически все больницы, расположенные вдоль наиболее опасных автотрасс, и прежде всего — на южном направлении, переориентируют под лечение разбившихся автолюбителей (в общей сложности речь идет о более чем 1,1 тыс. областных и районных лечебных заведений). Уже к концу мая 2008 года все они должны подготовить помещения под установку новейшего медицинского оборудования. Самое сложное и дорогое (по 100 млн. за комплект) получат областные больницы. На менее сложные случаи сориентируют районные больницы с сильными травматологическими отделениями (их оснастят оборудованием по 44 млн. рублей за комплект). Самых же легкораненых повезут в обычные райбольницы: их также не оставят в стороне от работы с дорожной травмой и оснастят специальным оборудованием по 6,3 млн. за комплект.

Таким образом, за три года на самых убойных автонаправлениях должна сложиться сеть медучреждений, способных оказать оперативную медицинскую помощь пострадавшим. Однако обеспечить ее силами нынешнего медицинского автопарка немыслимо, признал первый вице-премьер. А потому восемь регионов, расположенных вдоль самых опасных автотрасс, получат за счет средств нацпроекта сразу 610 новейших машин “скорой помощи” и реанимобилей.

Должна заработать и медицинская авиация. “У наиболее опасных автотрасс должны располагаться охраняемые посадочные площадки для вертолетов”, — заявил первый замминистра внутренних дел Александр Чекалин.
Правда, новую медтехнику не потянут не только старенькие “скорые” — как оказалось, квалификации большинства местных врачей на нее тоже не хватит. А потому одновременно с переоснащением больниц начнется переподготовка медиков. Повышать их квалификацию с “заточкой” под спасение пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях будут лучшие больницы страны — НИИ нейрохирургии имени Бурденко РАМН, НИИ скорой помощи имени Склифосовского в Москве и имени Джанелидзе в Петербурге, сообщил Дмитрий Медведев.

Навыкам оказания первичной медицинской помощи наконец-то научат сотрудников ГИБДД и ДПС, которые прибывают на место аварии первыми и лишь затем вызывают медиков. Сплошь и рядом именно на это уходит драгоценное время: сейчас, признал Чекалин, доврачебная медицинская помощь, оказанная сотрудниками ГАИ, “считается неквалифицированной, и у нас по этому поводу много судебных дел”. По его словам, МВД уже подготовило поправку закона, регламентирующую получение сотрудниками ГАИ лицензии на оказание доврачебной помощи.

Впрочем, сокращать время оказания экстренной медицинской помощи жертвам ДТП будут и другими путями. По словам Чекалина, огромными потерями оборачивается неурегулированность вопроса о прохождении сигнала о ДТП: “Сегодня он может поступать в любую из чуть ли не десятка разомкнутых служб — ГАИ, МЧС, служба спасения, органы здравоохранения и т.д. Но за его дальнейшее прохождение никто не отвечает”. В скором же будущем к месту аварий будут прибывать сводные бригады с участием сотрудников ГАИ, медиков и спасателей.

На все эти мероприятия госбюджет выделяет на три года 7,4 млрд. рублей, сообщила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, и в том числе 2,6 млрд. — уже в 2008 году. Еще часть средств на условиях софинансирования выделят регионы. Однако общий бюджет проекта будет еще больше — судя по всему, вложиться в него придется и частным автовладельцам.

ГИБДД предупреждает: маломощные порошковые огнетушители, валяющиеся в багажнике каждого автомобиля, никуда не годятся: если в результате ДТП в машине вспыхнет пожар, то с их помощью ничего не потушишь. А это значит, что вскоре их, возможно, придется менять. Те же, что установлены в пассажирских автобусах, менять придется точно, причем каждому водителю придется вдобавок сдавать экзамен на умение применять огнетушитель на практике, предупредил Чекалин.

Подумывает ГИБДД и о том, чтобы обязать все автошколы преподавать будущим водителям навыки оказания первой помощи в ДТП. Причем вести этот раздел должен будет медик-специалист, отмечают они. Если это произойдет, то стоимость обучения увеличится, а значит, автолюбители также внесут свой вклад в госпроект безопасности на дорогах.

По оценке Дмитрия Медведева, за три года общими усилиями государство и автовладельцы должны снизить смертность участников ДТП с нынешних 27 на каждые 100 пострадавших в ДТП до 16.

СПРАВКА

По данным ГИБДД, в общей сложности в российских ДТП ежегодно гибнут порядка 35—38 тыс. человек. Причем число потерь из года в год растет. Так, в 2006 году в России были зарегистрированы 230 тыс. ДТП, в результате которых 285 тыс. получили ранения различной степени тяжести, почти 38 тыс. погибли. За 10 месяцев текущего года зарегистрированы почти 194 тыс. ДТП, ранения получили без малого 250 тыс. человек, а более 27 тыс. человек погибли. Все эти показатели примерно на 3,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру