С кулаками после драки

Зачем партии, проигравшие на выборах, сами себе назначают результаты?

На выборах побеждает сильный, проигрывают слабые. Как показывает история российских избирательных кампаний последних 14 лет, жаркие споры по итогам голосования у нас — в порядке вещей. Другой вопрос — насколько обоснованны утверждения проигравших партий об отнятых у них “миллионов голосов” и допущенных при подведении результатов нарушениях? Для того чтобы поставить все точки над i, “МК” обратился к члену Центризбиркома России, кандидату юридических наук Игорю Борисову.

— Игорь Борисович, сейчас, сразу после выборов, говорят о возможных нарушениях или даже фальсификациях. Насколько это возможно?

— Работа всех избирательных комиссий устроена таким образом, что попытки подменить результаты голосования в масштабе участка, территории, субъекта Российской Федерации изначально обречены на неудачу. Информация о результатах, прежде чем стать достоянием гласности, многократно дублируется, причем копии протоколов выдаются наблюдателям, членам комиссий, представителям СМИ. Вводимые в ГАС “Выборы” данные дважды проверяются на компьютере, поэтому вероятность технической ошибки в принципе исключена. Все данные в ГАС “Выборы” вводятся на основе протоколов участковых комиссий и поступают одновременно в комиссии субъектов, и в ЦИК России. Фактически ЦИК в режиме online контролирует подведение итогов в субъектах Российской Федерации. Любая ошибка тут же заметна, ведь все данные оперативно размещаются на сайте ЦИК. Все операции сводятся к четырем арифметическим действиям — нас может проверить даже школьник.

— Но представители некоторых партий, в частности КПРФ, утверждают о многочисленных фактах фальсификаций?

— Многолетняя практика выборов показывает: чем выше уровень выборов, тем сложнее даже теоретически организовать фальсификации. Посмотрите, в работе избирательных комиссий парламентских выборов участвовало около 1 млн. человек. Еще порядка 600 тысяч наблюдателей выставили политические партии. Выборы проводились на 96 тыс. участках. На выборы пришло почти 70 миллионов избирателей. Возможны ли при этих условиях фальсификации в масштабе, влияющем на итоги голосования? Невероятно, чтобы сотни тысяч взрослых людей поддались нажиму незримых кукловодов, а другие сотни тысяч этого не заметили.

— КПРФ говорила, что предъявит гражданам результаты параллельного подсчета протоколов. Как быть с этим?

— О том, что результаты выборов соответствуют протоколам наблюдателей, которые есть у той же КПРФ, свидетельствуют данные их партийного Центра исследования политической культуры, опубликованные недавно в “Советской России”. После подсчета 42% голосов они объявили, что у “Единой России” 59% голосов (на самом деле — 64%), а у самой КПРФ — чуть больше 13% (больше 11%), и дальнейший подсчет остановили. Заметьте, обработав только половину протоколов, они столкнулись с несовпадением лишь в рамках элементарной статистической погрешности. Кстати, на прошлых выборах, в 2003 году, КПРФ также пыталась провести параллельный подсчет голосов, но, посчитав чуть больше 20%, прекратила — цифры почти совпали с официальными. При этом лидер КПРФ продолжает громогласно заявлять о нарушениях — хотя ни одного конкретного факта не было предъявлено. Это все спектакль для телезрителей. Не более того.

— Неужели так ни одного факта и не представили?

— У ваших коллег-журналистов на этих выборах новый интересный термин появился — “фальсификация фальсификаций”. Это когда демонстрируются лжедокументы, сфабрикованные на компьютере или на видео, а потом заставляют людей оправдываться в том, что этого не было. Задача таких “фальсификаторов” понятна: им нужно очернить сам процесс выборов. А ты потом как хочешь — доказывай, что ты “не верблюд”.

На сегодняшний день в суде нет ни одного заявления ни от одной политической партии с просьбой об отмене результатов выборов на основе конкретных фактов нарушений. Так что юридически отсутствует предмет спора. Я горю нетерпением увидеть и факты, и доказательства. Причем не в виде неграмотно нарезанных видеороликов, сходу размещенных в Интернете на известных провокациями сайтах и смахивающих на анонимки с нагло вырванными процедурными моментами организации голосования. Нам нужны не пустые и беспочвенные повествования на телекамеру, а сделанные по всей форме — официально, с указанием конкретных нарушений и фактов, мест и цифр, со ссылками на нормы закона, показания свидетелей и источники. Вот даже в вашей газете товарищ Зюганов, рассказывая о якобы имевших место нарушениях, говорит: “К нам пришла женщина, рассказала о нарушениях”. Толком ни фактуры, ни номера участка, ни доказательств. Уровень не серьезной политики, а разговора на кухне.

— А у вас самого не возникает вопросов к прошедшим выборам?

— У юристов вопросы есть всегда, у них работа такая. Но в целом прошедшие выборы считаю одними из наиболее честных и демократических в российской истории. Кстати, по последним опросам социологов фонда “Общественное мнение”, так считают более 50% участвовавших в выборах.

— А вот некоторые обвинили социологов, что они, действуя по указке власти, запрограммировали результат.

— Социологи не шаманы. Их данные лишь фиксируют определенные срезы общественного мнения. Причем мы видим, как год от года их данные становятся все точнее, инструментарий совершенствуется. Конечно, встречаются и откровенно заказные материалы: например, одна не очень известная партия в течение кампании все время твердила о том, что, по данным своих же социологов, вот-вот переползет 7%-ный барьер, а в итоге и одного процента не набрала.

У всех наиболее авторитетных социологических центров — а их у нас три: фонд “Общественное мнение”, ВЦИОМ и Центр Юрия Левады — с итоговыми результатами выборов почти полностью совпали прогнозы и экзит-полы (то есть опросы на выходах с избирательных участков). Это говорит о том, что выборы в целом соответствуют ожиданиям абсолютного большинства населения.

— А явка в 90—99% по субъекту — это нормально?

— Для некоторых национальных регионов — более чем. В условиях пропорциональных выборов явка имеет мощный стимул: чем больше избирателей придет на выборы и проголосует за проходные партии — тем больше депутатов получит субъект Федерации. Тем больше уважаемых земляков будет во власти, тем больше возможностей для легального политического представительства своих интересов. И регионы соревнуются между собой за явку избирателей. Активность приносит результат. Кстати, вот смотрите: явка на выборах президента Грузии была 98%, и они были признаны международными наблюдателями вполне демократичными.

— Кстати, негативная реакция иностранных наблюдателей чем-то аргументирована?

— У многих из них, к сожалению, совсем другая мотивация. Согласитесь: выглядит довольно странно, когда наблюдатели, бывшие на участках в регионах, никаких нарушений и тем более фальсификаций не зафиксировали. Ни письменно, ни устно. Достаточно посмотреть оценки с мест, которые звучали в день голосования от американцев, англичан, финнов и т.д. Более того, некоторые даже высказали удивление грамотной организацией процесса голосования. А некоторые из тех, кто даже не поехал на участки, еще в процессе подсчета голосов уже выступили с утверждениями, что наши выборы не соответствуют демократическим стандартам. Политические подоплеки этого решения понятны: нас очень хотят признать “папуасами, неспособными к демократии”. Дескать, мы не можем выполнить элементарные требования цивилизованного общества. Нам бы только хоть краешком глаза увидеть документ, которым установлены методика определения демократичности выборов и стандарты их соответствия “цивилизованным” стандартам. Не получится, как ни старайтесь: их просто не существует в природе. Видимо, поэтому с легким сердцем и принимается решение о недемократичности выборов. Кстати, недаром та же Польша отказывалась в свое время принимать наблюдателей. Слишком предвзятыми и некорректными получаются итоговые выводы таких “наблюдателей”. Нельзя выдавать подобные оценки, не имея ни четких критериев, ни профессионально обученных кадров, ни элементарной открытости в работе миссии наблюдателей.

— Вернемся к проигравшим. Почему так много негативных комментариев от них?

— Мне кажется, причина в отсутствии элементарной политической культуры. Посмотрите на Запад. Там проигравший тут же поздравляет победителя и часто уходит в отставку, освободив место для нового поколения своих товарищей, более способных и более удачливых. У нас же многие политики почти пятнадцать лет проигрывают выборы за выборами и видят во всем только вину соперников или судей (то бишь Центризбиркома). Кроме того, стала распространяться новая политическая практика — “назначения” себе процентов еще до начала голосования: дескать, если не наберу столько, сколько мне нужно, выборы буду считать недемократичными и нечестными. Никак такие политики не могут понять, что на выборах главная роль — у избирателей. Если одну партию отделяет от другой 50% пришедших на выборы, несложно ответить на вопрос: можно ли это объяснить фальсификацией или же все-таки первостепенное значение имеет доверие людей.

Конечно, в нашем деле случаются некоторые накладки. С некоторыми нарушениями мы сейчас разбираемся. Это — единичные случаи. Говорить о фальсификациях, тем более о массовых, политически безответственно. Как практикующий юрист прекрасно знаю, что на деле лежит в основе подобных заявлений. Неготовность проигравших признать поражение вкупе с желанием политтехнологов (освоивших средства, но не получивших результат) оправдаться перед заказчиком и спонсорами. Возникает соблазн напоследок если не добиться своего, то хоть помахать кулаками после поединка. Что ж, мы к этому готовы и считаем, что нам бояться нечего. Как говорится, все ходы записаны.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру