Девушки тормозят. В половом развитии

Современные подростки больше не акселераты?

“Будущие мамы, хвастайте телами...” — поется в одной хип-хоповской песенке. Похоже, что нынешним барышням в будущем не придется хвастаться ни телами, ни крепкими карапузами. Наши девушки стремительно теряют в весе, в размерах груди, бедер. По мнению акушеров-гинекологов, в будущем это создаст проблемы с репродукцией. А вот физиологи на сей счет сохраняют спокойствие, ссылаясь на то, что из-за уменьшения пропорций тела репродуктивная функция не должна пострадать.

Недавно в одном научном журнале опубликовали данные о медобследовании школьниц Архангельска в возрасте от 10 до 17 лет. Сравнив полученные результаты с данными десятилетней давности, специалисты оторопели.
Если раньше в 14 лет девочки были вполне оформившимися, то нынешние — как с другой планеты. Субтильны настолько, что многие напоминают мальчиков: узкие плечи, узкие бедра, практически отсутствие развившихся молочных желез. Весят современные девочки на 1—2 кг меньше, чем их сверстницы из 90-х годов.

По словам Татьяны Лебедевой, ассистента кафедры акушерства и гинекологии Северного государственного медицинского университета, проводившего исследование, для девочек как будущих мам очень важны размеры таза. Ведь от него зависит правильное развитие всего детородного “механизма” — матки, маточных труб, яичников. Увы, у современных школьниц бедра развиваются хуже, чем 10 лет назад. Это, естественно, вызывает задержку полового созревания. Нынешние 17-летние девушки значительно отстают в развитии от сверстниц предыдущего десятилетия. Об этом говорят и сроки становления у них менструального цикла. Почти у 12% опрошенных семнадцатилеток он установился позднее, чем когда-то у их мам и старших сестер.

Ученые полагают, что девочки перестали “расцветать” из-за моды на худобу. Морят себя всякими диетами, курят — оттого и развитие прекращается.

Единственное, что растет у современных девчушек быстрыми темпами, так это ноги. К 17 годам барышни уже на 2 см обгоняют по этому показателю старших сестер.

Это оттого, говорят медики, что современные подростки мало гуляют. В итоге — получают меньше “солнечного” витамина Д, который, как известно, ускоряет процесс окостенения. Если дети при этом еще и мало двигаются, просиживая часами у компьютера, то вся энергия, которую они получают с пищей, идет не на укрепление мышц, а в рост не окостеневших вовремя конечностей. 30—40 лет назад, по данным медиков, крепких, коренастых людей было гораздо больше.

* * *

Так действительно ли в будущем есть риск падения рождаемости из-за отставания девушек в развитии? Прокомментировать гипотезу архангельских врачей мы попросили заместителя директора Института возрастной физиологии Российской академии образования, доктора биологических наук, профессора Валентина СОНЬКИНА.

— Половое созревание девочек-подростков сейчас действительно замедляется на фоне замедления акселерации во всем мире. Но на репродуктивной системе это не должно сказаться. Просто момент наступления готовности к родам у них будет теперь наступать немного попозже.

— От чего зависят ускорение и замедление акселерации?

— Никто точно этого не знает. Вы удивитесь, но последний процесс акселерации начался еще в 70—80-х годах XX века. А немцы отмечали его и в 30-х годах ХХ века. Известный антрополог Кох писал тогда о том, что дети стали на 10—12 см выше своих предшественников. Причем специалисты были не в восторге, ведь при заметном взрослении в физическом плане интеллектуальное развитие детей оставалось на прежнем, детском уровне. Неспроста и сексуальная революция произошла — повзрослевшим раньше времени отпрыскам надо было куда-то выбрасывать энергию.

Ученые выдвигали много версий возникновения акселерации. Одни винили в этом большой поток информации, другие — улучшение социально-бытовых условий. Однако акселерация сама опровергла все эти версии — просто взяла и закончилась. И произошло это на Западе в 80-х, а в России — в начале 90-х годов.

— И все-таки, что же могло к этому привести?

— Скорее всего правы те, кто считает акселерацию биологическим волнообразным процессом, который то ускоряется, то замедляется. То ли на это влияет солнечная активность, то ли еще какие-нибудь процессы планетарного масштаба.

— Так детородные функции будущих мам от этого не пострадают?

— Не должны. Повторюсь, они просто сдвинутся по времени. В Европе детородный период уже давно начинается с 27—28 лет, а в наших роддомах 26-летних пациенток до сих пор называют старородящими. Это неправильно. Детородные функции с возрастом, конечно, ослабевают, но не с 26 лет, а с 35. И это в среднем. Если же учитывать индивидуальные особенности каждой потенциальной мамы, возрастной промежуток, благоприятный для родов, может быть увеличен еще больше. Еще один плюс замедления акселерации я вижу в том, что это поможет гармонизировать физическое и интеллектуальное развитие личности. То есть у нас значительно сократится число морально не созревших для материнства девушек.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру