Образование стало о’кейным

На смену германской модели образования в Россию пришла американская

17 декабря 2007 в 16:19, просмотров: 912

Уходящий год для российского образования особый. И не только потому, что на средства нацпроекта “Образование” наконец началось переоснащение школ и вузов, стали расти зарплаты педагогов. В 2007 году в России сменилась образовательная эпоха — германская модель образования окончательно уступила место американской.

Германская модель утвердилась в России еще в XIX веке. Ее отличительная черта — фундаментальность, благодаря которой дореволюционная, а затем советская наука добилась многих успехов в теоретических областях. Однако она же, как считается теперь, предопределила наше отставание в прикладной науке и технике, не говоря о разрыве между тем, чему учат в наших школах и вузах, и потребностями реальной экономики. Исправить положение в Минобрнауки собираются, переориентировав образование с передачи глубоких знаний на формирование навыков и компетенций, т.е. конкретных умений применять усвоенное на практике. Вместе с тестовой формой проверки знаний этот подход типичен для американской модели образования, хотя, ссылаясь на вхождение России в Болонский процесс, власти предпочитают называть его европейским.

СПРАВКА "МК"

Болонское соглашение об интеграции систем образования стран Европы подписано в 1999 году. В 2003 году к нему присоединилась Россия, а в 2007 году общее число стран-участниц достигло 46. В основу единой системы образования легло уровневое высшее профобразование (бакалавр — магистр — доктор философии) и переход на европейские образовательные стандарты с кредитно-модульной системой оценки учебной нагрузки, позволяющей сопоставить уровень подготовки в разных странах.

В 2007 году переход на новую модель пошел на всех этажах образования сразу. Смену образовательной идеологии — отказ от знаниевого подхода в пользу компетентностного — закрепил новый государственный образовательный стандарт. Он же впервые стал определять не только результаты обучения, но и условия, в которых оно идет, и в том числе санитарно-гигиеническое состояние учебного заведения и качество преподавания. Зато региональный и школьный компоненты, за счет которых регионы вели предметы по выбору (преимущественно местные краеведческие дисциплины, а кое-где и “Основы православной культуры”), из нового госстандарта выпали. Их объем в учебной программе определит новый стандарт общего образования. Однако, по некоторым данным, он значительно сократится, а вместе с ним — и число рекомендованных для средней школы учебников. Таким образом, переход к новой модели совпал с началом унификации среднего образования в стране.

По-новому будут оценивать и знания выпускников школ — на смену традиционным выпускным испытаниям идут тесты единого государственного экзамена. С 2007 года ЕГЭ больше не считается экспериментом — пока идет переходный период, а в 2009 году, несмотря на протесты значительной части образовательного сообщества, ЕГЭ входит в штатный режим. Все школьные выпускные и подавляющее большинство вступительных экзаменов будут проходить только в форме ЕГЭ. Исключения составят лишь элитные вузы, которым по особому списку Минобрнауки будет разрешено проводить приемные кампании в традиционном виде.

Правда, 2007 год окончательно похоронил многие мифы, связанные с ЕГЭ. Неоспоримым стал факт торговли материалами ЕГЭ — ранее его сторонники утверждали, что этот вид испытаний покончит с коррупцией в образовании. Одновременно власти признали, что ЕГЭ годится не для всех наук, и вновь задались вопросом, стоит ли проводить в этой форме экзамены по литературе и другим гуманитарным предметам.

По-прежнему непонятно, как быть с одиннадцатиклассниками, сдавшими ЕГЭ на “двойку”. Пока все они получают итоговую “тройку” за счет годовой — даже если сдали ЕГЭ на “два”. Но с 2009 года такая возможность исчезнет, а значит, многие останутся без аттестатов. По официальным данным, даже сейчас ЕГЭ по математике ежегодно заваливает каждый пятый одиннадцатиклассник. А ведь есть еще физика, химия, литература, где также хватает двоечников. Впрочем, это еще цветочки. В 2009 году, когда ЕГЭ начнут сдавать не только желающие, а все подряд, на школу обрушится шквал “двоек”. Тем более что как раз к этому времени в 11-е классы придут те, кто раньше по неспособности к учебе уходил сразу после 9-го: в 2007 году был принят закон об обязательном всеобщем 11-летнем среднем образовании.

Тем не менее уже сейчас ясно: с 2007 года тестирование на американский лад стало полноправной частью российской экзаменационной системы и останется здесь надолго. Идет полным ходом подготовка так называемого малого ЕГЭ — тестовых экзаменов на выходе из 9-х классов.

Поменялась и система подготовки специалистов с высшим образованием. В 2007 году принят закон о переходе на уровневое высшее профобразование, причем слом нынешней системы пойдет без учета желания вуза или студента. Большинство вузов перейдет от привычного выпуска узкопрофильных специалистов к укороченной подготовке специалистов общего профиля — бакалавров. Как в США, бакалавр с четырехлетним сроком обучения станет главным продуктом российской системы высшего профобразования, а углубленная специализация (второй, высший уровень высшего образования) превратится в удел избранных. Давать ее будут лишь специалитет с пятилетним сроком обучения и двухлетняя магистратура после окончания бакалавриата.

Однако попасть туда будет нелегко. Количество мест в специалитете ограничат: перечень специальностей для их подготовки будет утверждать правительство. Обучение в магистратуре будет также конкурсным (через вступительные экзамены) и по большей части — платным (по разным данным, в магистратуру попадут не более 50%, а то и 10% бакалавров). Вузы, открывшие у себя магистратуру, скорее всего получат дополнительные бюджетные средства, а значит, большие преимущества перед остальными.

Вузы опасаются, что переход на американскую модель ухудшит положение большинства участников образовательного процесса. А потому выступают против насильственной бакалавриации. Впрочем, не все в новой модели образования нравится и школьникам. По их мнению, вместо насильственного распространения ЕГЭ нужно развивать школьные олимпиады. “Наши репетиторы нам прямо говорят: “Правильно будет отвечать так-то и так-то. А на ЕГЭ надо отвечать так-то”, — признались “МК” победители всероссийского конкурса “Школа будущего глазами школьников”.



Партнеры