Губят людей не ПИФы

С какими результатами фондовый рынок заканчивает 2007 год

Вот и еще один год на фондовом рынке подходит к концу и наступает традиционное подведение итогов в секторе коллективных инвестиций, пусть и промежуточных.

Ведь глупо было бы предполагать, что в последний рабочий день нынешнего, 2007-го (29 декабря) инвесторы из числа частных лиц рванут погашать паи. Которые тем и хороши в отличие от банковских вкладов, что не имеют срока и конечной даты действия контракта. Посмотрим, что уходящие 12 месяцев принесли нам под елочку инвестора.

Умеренность и аккуратность

Год назад, занимаясь примерно тем же самым, один из авторов прикидывал возможное развитие событий в наступающем, 2007-м, набросал три варианта развития событий от лица “оптимиста”, “пессимиста” и “умеренного инвестора”. По оптимистичному сценарию, “точек роста в 2007-м едва ли не больше, чем в уходящем. И вряд ли стоит удивляться, если индекс РТС будет пробивать, а то и закрепится на уровне в 3000 пунктов”. Как видно сегодня, излишний оптимизм более уместен в сказках и ненаучной фантастике. “Пессимист” же, видя все в черных тонах, год назад бурчал: “Надеяться на такой же бурный рост, как в прошлые два года, просто не на чем. В этом году деловые показатели выросли в основном за счет небывалого роста цен на нефть, чего в следующем уже не может повториться… Периоды роста обязательно перемежаются достаточно долгими падениями рынков. И чем дольше длится фаза роста, тем ближе, по той же теории вероятностей, мы подходим к началу падения. В следующем году рынок вырастет максимум на 10—15%, а может откатиться и до нынешних значений. А если нефть грохнется ниже 50 баксов, то, что называется, счастливы будут те, кто успеет уйти без потерь и спасти свои вложенные деньги”. К счастью, сценарий и этого фильма ужасов остался нереализованным.

Прав, как и происходит в большинстве случаев, оказался “умеренный инвестор”, который прогнозировал: “Нефть скорее всего может как упасть где-то до 53—57 долларов за баррель, так и вырасти до 70. В силу девальвации доллара, в котором и заключается основная масса контрактов, второй вариант выглядит более вероятным. А это даст пусть и незаметный, невысокий на первый взгляд, но очень пролонгированный во времени толчок для рынка… В наступающем году вполне возможен рост на 25—40%, и скорее всего в большем выигрыше по сравнению с остальными окажутся пайщики индексных фондов”.

24 декабря прошлого года торги завершились на отметке 1852 пункта по индексу РТС. За истекшие 12 месяцев индекс максимально падал до 1724,69 пункта и вырастал до самого рекордного значения — 2359,85 пункта. Так что максимальный разрыв между значениями составил 635,16 пункта.

Если же посчитать по крайним датам рассматриваемого временного промежутка, насколько вырос индекс за последние 12 месяцев, то цифра получится умеренно скромная. Рост индекса составил 24,35%. Впрочем, эти данные еще не окончательные, поскольку в оставшиеся несколько дней до Нового года рынок еще может подтянуться вверх на новогоднем ралли. Хотя времени для этого остается все меньше.

Уходящий год порядком потрепал нервы многим владельцам паев инвестиционных фондов и других ценных бумаг.

Февральский обвал китайского рынка, затем кризис ипотечного кредитования с мрачным понижательным энтузиазмом отыгрывались на российских площадках. Недаром управляющие компании смогли в 2007-м привлечь чуть ли не в два раза меньше средств, чем в предыдущем году (20,3 млрд. руб. против 38,1 млрд. руб.). Хотя если сравнить примерную доходность паев в 2007 году и 2005—2006 гг., все станет понятно. Например, средняя доходность фондов акций в 2005 году составила 50,7%, в 2006-м — 26,1, а в 2007-м — от 10 до 20%. То и дело возникали слухи о грозящем дефолте, правда, никто не мог объяснить, откуда ему взяться при рекордном росте ВВП и невероятно высоких ценах на нефть. Но все-таки фонды устояли и смогли показать неплохой рост. Особенно это касается отраслевых ПИФов. Например, фонды, инвестировавшие в акции металлургических компаний, добились доходности в диапазоне от 30 до 50%.

СЧИТАЛКА “МК”:

22 декабря 2006 года один пай в ПИФе, которому корреспондент “МК” доверил свои накопления, оценивался в 3647 рублей. По последним данным, доступным на сайте управляющей компании, стоимость пая на 22 декабря нынешнего года составляла 4784,33 рубля. Таким образом, рост стоимости пая в “грязном” исчислении составил за год 31,2%.

Результат можно оценивать как неплохой. Особенно в сравнении с банковскими депозитами, которые наверняка все без исключения покажут по результатам года отрицательную доходность. Ведь если учесть инфляцию, которая составит округленно 12%, 19% чистого дохода впечатляют.

Впрочем, корреспондент “МК” покупал паи не год назад, а в начале весны 2006-го, когда они стоили по 3069 рублей. И практически до осени прошлого года он не мог со своими инвестициями выйти хоть в какую-то положительную доходность. А потому постоянно отвечал на “подколки” коллег.

Таким образом, за год и девять месяцев стоимость каждого пая выросла почти на 59%. А прибыль до налогообложения за вычетом инфляции за весь этот же период составила 42,6% от первоначальных инвестиций.

Впрочем, от этой цифры стоит вычесть еще 13% подоходного налога. А вот правило, согласно которому при погашении паев ранее установленного УК срока (как правило — год, хотя у некоторых встречается и вдвое меньший срок инвестирования) надо будет заплатить различного рода комиссионные, на корреспондента “МК” уже не распространяется.

Факторы роста

Укрепление российских фондовых позиций происходило на фоне увеличения общего числа инвесторов, как частных, так и корпоративных, а также увеличения количества эмитентов, то есть организаций, выпускающих ценные бумаги.

По данным Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), количество частных инвесторов на российском фондовом рынке в первой половине 2007 года выросло на 150 тыс. человек и достигло полумиллиона, а число счетов ПИФов составило порядка 360 тыс., то есть общее количество отечественных “биржевиков” составляет порядка 860 тыс. человек, или 1% от экономически активного населения. Что касается количества эмитентов, хоть нам и далеко до западных коллег, все же мы постепенно растем и уже сейчас занимаем достойное место в третьем эшелоне.

Где сколько эмитентов (количество акций и облигаций, торгующихся на мировых биржах)


Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE)    1732

Лондонская биржа (LSE)    2856

Токийская биржа (TSE)    2347

ММВБ (Россия)    607

Слабость нашего фондового рынка, по общепринятому мнению большинства не только наших, но и мировых экономических экспертов, в ситуации нынешнего года обернулась, наоборот, его чуть ли не самой сильной стороной.

Речь идет о том, что доминируют на фондовом рынке компании, которые ориентированы на экспорт сырья или другой продукции с низкой долей передела, то есть добавленной стоимости.

В условиях, когда в мире начал разрастаться кризис доверия к финансовому сектору, выстроенному на продаже и перепродаже непонятно чем обеспеченных бумаг, в первую очередь именно финансовые спекулянты постарались выйти из привычных для западного рынка, но ставших вдруг высокорисковыми активов. И обратили свои деньги на рынки, где основу составляет хоть и сырье, но реальное. Косвенным доказательством такого положения дел стало то обстоятельство, что российский рынок в условиях современной глобализации, бывало, больше ориентировался на динамику цены на нефть, чем на деловые показатели диверсифицированных и “цивилизованных” рынков.

Как это ни противоречиво звучит после предыдущего заявления, но тот факт, что на российском фондовом рынке за прошедший год уменьшился перекос в сторону нефтегазового сектора, тоже сыграл свою положительную роль. На российский фондовый рынок стали выходить компании из банковского, строительного, коммуникативного, химпромовского, ритейла и иных секторов. Что при сохраняющейся главенствующей роли нефтянки, все еще служащей локомотивом роста, придало ему дополнительную устойчивость.

Что год грядущий…

Предстоящего процветания “по-русски” в том или ином виде ждут все. Например, председатель правления ФБ РТС Роман Горюнов ожидает стабильного роста рынка и увеличения общего числа инвесторов на благоприятном фоне предстоящих публичных размещений акций многих российских компаний. Даже несмотря на кризис ипотечного кредитования в США, с которым, по мнению Горюнова, американцы разберутся еще в первой половине года.

Впрочем, на рынке хватает и тех, кто не уверен, что в США так быстро справятся с ситуацией. Это обстоятельство наряду с сохраняющимся преобладанием сырьевого сегмента на российском фондовом рынке может сослужить плохую службу. Однако даже они, учитывая разные факторы, считают, что позитива все-таки гораздо больше. И недооцененность акций отечественных предприятий, сохранение роста ВВП на уровне 6—7%, а также стабильная политическая ситуация сделают свое дело.

Что характерно, эксперты практически отказались в своих прогнозах на будущий год от пессимистичного взгляда на перспективы. И среди дружного сообщества оптимистов делятся преимущественно на “консервативных”, “умеренных” и “радикальных”. Первые считают, что в 2008-м вполне реально ожидать роста рынка до 25%. “Умеренные” полагают, что рынок еще отыграет отложенный с 2007-го предвыборный ресурс и вполне сможет подрасти на 40—45%. А последние рассматривают в качестве вполне достижимой цель в 3000 пунктов про индексу РТС. И в подтверждение своей точки зрения просят учесть количество планируемых ассигнований на “социалку” и намерения властей по развитию сети инфраструктуры страны (автодорог, электросетей). Которые принесут дополнительные прибыли металлургическим, угледобывающим и транспортным компаниям. И предрекают самим этим компаниям в 2008 году отличные результаты.

В вопросе дальнейшего развития и углубления российского фондового рынка есть еще несколько аспектов. Один из них на первый взгляд носит чисто технический характер. Однако это не так. Речь идет об идее объединения двух конкурирующих между собой площадок — Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и Российской торговой системы (РТС). Поскольку, коль скоро мы претендуем на роль 3-го мирового финансового центра, то и выступать нам надо единым фронтом. Многие аналитики считают, что данная идея способна сделать отечественный фондовый рынок значительно конкурентоспособнее. Хотя некоторые и не уверены в возможности ее воплощения в обозримой перспективе. Председатель правления ФБ РТС Роман Горюнов, комментируя идею объединения, подчеркнул, что решения такого рода находятся в ведении акционеров обеих бирж. По его мнению, страна находится в конкуренции с глобальными площадками, это наш главный вызов, поэтому все действия должны восприниматься через призму повышения конкурентоспособности российского рынка.

Второй аспект связан с законами о биржевой деятельности. Часто в истории постсоветской России государство не только не предоставляло надлежащих условий для предприимчивых людей, но еще и вставляло палки в колеса в виде непродуманной системы налогообложения и прочих недоразумений. Случай с регулированием фондового рынка — приятное исключение. Многие профессиональные участники рынка ценных бумаг отмечают своевременность и адекватность действий Федеральной службы по финансовым рынкам, законодательные инициативы службы частенько приходятся ко двору. Взять хотя бы один из последних законопроектов о прямом доступе иностранных ценных бумаг на российский рынок, концепция которого уже одобрена Минэкономразвития, Минфином и Банком России.

В целом участники рынка коллективных инвестиций с большим оптимизмом смотрят в будущее. По их прогнозам, к концу 2008 года сумма чистых активов розничных паевых фондов увеличится до 350 млрд. рублей, а их доля в ВВП достигнет 1%. Средняя доходность ПИФов будет варьироваться в пределах 15—30% годовых. Значительно возрастет и количество частных пайщиков — до 1 млн человек. Причем не только за счет традиционных “кузниц по производству инвесторов” (Москвы и Санкт-Петербурга), но и провинции.

Оптимизм управляющих инвестиционными фондами имеет под собой серьезные основания. Эксперты могут расходиться в деталях по поводу предстоящего финансового года, но в общем прогнозе подавляющее большинство их уверено наверняка: 2008-й станет годом очередных рекордных достижений. Особенно если российские частные инвесторы станут более подкованными.

Портрет инвестора в интерьере

Вместе с развитием и изменением сегмента ПИФов растут и сами владельцы ценных бумаг. Они становятся более искушенными, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что во время обвалов рынка ценных бумаг покупок стало больше, поскольку именно в этот момент цена акций становится особенно привлекательной. Согласно проведенным исследованиям, среднестатистический российский инвестор в основной своей массе молод, ему от 20 до 30 лет. Мужчин среди них также больше, чем женщин, в соотношении 70 к 30.

Однако подавляющее число новоиспеченных инвесторов и тех, кто хочет ими стать, не вполне отчетливо представляют себе весь биржевой механизм. Дальше распространенной формулы, применяемой к паям открытых фондов (“купил подешевле — продал подороже”), зачастую понимание сути дела не идет. А ведь именно непонимание и финансовая неграмотность являются серьезным камнем преткновения на пути к достижению такой заветной для многих российских семей финансовой стабильности.

Недавно фонд “Общественное мнение” по заказу ММВБ провел целое социологическое исследование по поводу финансовой активности и грамотности потенциальных российских инвесторов. И даже поверхностный анализ этого сборника диаграмм и таблиц весьма поучителен.

Оказывается, примерно 35,2% от общего числа взрослого населения нашей страны можно отнести к так называемому финансово активному населению. Это люди, которые в последние год-два либо оформили вклад в банке, покупали или продавали акции, облигации, получали дивиденды, брали кредиты, пользовались пластиковыми картами, меняли валюту, имеют деньги, остающиеся от повседневных расходов, или (что не менее важно!) хотя бы задумывались о том, как распорядиться свободными деньгами. Таких, по результатам опроса, в России набралось аж больше 39 млн. человек.

Казалось бы, гигантское поле для деятельности! Но на этом, как это обычно случается в нашей стране, позитив заканчивается. А начинается суровая реальность.

Оказывается, среди этой многомиллионной армии инвесторов очень незаметно число тех, кто имеет более-менее адекватные представления о современных возможностях для инвестирования.

Степень знакомства с рынком коллективных инвестиций (в % от финансово активных)


 

 Инструменты

 знают 

  слышали   

     не знают

 ПИФы

 15 

 33 

 52

 Корпоративные  облигации

 9

 23  

 68

 ОФБУ

 7  

  17   

 76

           Представления у финансово активных россиян об ответе на вопрос, откуда они получают основную часть дохода в своих инвестициях, сродни хрестоматийному ответу блондинки на вопрос, откуда у нее деньги: “Как откуда? Из тумбочки!”

Хотя доля тех, кто считает, что больший доход от использования акций получается от курсовой разницы их стоимости при покупке-продаже, весьма внушительна (46%), не менее значителен и сегмент считающих, что большую часть дохода они получают в результате выплаты дивидендов (31%).

Точно так же почему-то 33% финансово активных наших сограждан считают, что для покупки акций надо обращаться не в инвестиционную компанию или брокерскую контору (на худой конец в УК), а непосредственно на предприятие-эмитент. А еще 16% уверены, что для этого надо прийти в банк, а то и на саму биржу (12%). Увы, но в том, что обычный человек не может купить акции на бирже, отдают себе отчет лишь 13% финансово активных россиян.

Не менее красноречив и тот факт, что гораздо менее половины из этой, казалось бы, перспективной категории населения готовы ответственно подходить к инвестированию собственных накоплений. Так, на вопрос, кто должен возмещать убытки в случае резкого падения стоимости акций, лишь 47% ответили “никто”. 16% затруднились ответить. А 37% полагают, что убытки должно возмещать государство.

Впрочем, консерватизм и недоверие нашего населения к инвестициям достаточно полно характеризует диаграмма о планах покупок.

Однако не стоит во всем винить наше население, не раз и не два нагретое и государством, и “финансовыми пирамидами” 90-х. Как гласит следующая часть опроса, которая вполне укладывается в традиционную русскую народную мудрость о том, что под лежачий камень вода не течет, в значительной степени в таком положении дел виноваты и сами игроки фондового рынка.

Например, на вопрос о том, хватает ли им в СМИ информации о современных инструментах инвестирования, финансово активные россияне ответили так, что здесь открывается гигантское поле для деятельности по повышению их финансовой грамотности.

А вместе с тем 90% от этой категории населения считают, что у них недостаточно в первую очередь именно знаний для того, чтобы стать инвесторами на фондовом рынке, и лишь 7% уверены, что имеющихся знаний для успешной работы в этом секторе им вполне достаточно.

И именно тут надо сосредоточить все усилия нашим УК. Иначе все планы по индексу в 3000 пунктов, а уж тем более по тому, чтобы стать третьим мировым финансовым центром, так и останутся мечтами.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру