И до нас доведут “Глонасс”

Ошейник для Кони дороговато обойдется Путину

26 декабря 2007 в 19:48, просмотров: 1422

Cразу три космических аппарата “Глонасс-М”, запущенных с космодрома Байконур, вывела на орбиту Россия. Орбитальная группировка “Глонасс” — аналог знаменитой американской GPS (Global Positioning System — системы глобального позиционирования), с помощью которой можно определять точные координаты не только самолетов и автомашин, но и потерявшихся домашних питомцев, если их ошейник оснастить специальным приемником.

На днях президент Путин шутливо поинтересовался, когда он с помощью такого ошейника, только российской системы “Глонасс”, сможет разыскать свою собаку Кони, если та вдруг потеряется.

Пока однозначно на этот вопрос ответить сложно. К примеру, чтобы получать постоянный непрерывный устойчивый сигнал на 95% территории нашей страны, нужно, чтобы в космосе постоянно работало 18 спутников системы “Глонасс”. Чтобы охватить весь земной шар, требуется 24 аппарата. Сейчас в космосе 13 работающих спутников “Глонасс”. Еще три — уже довольно старые — с завидным постоянством отключаются на техобслуживание, и на их нормальный сигнал рассчитывать сложно. То есть с тремя новыми аппаратами — а они войдут в строй в феврале — можно рассчитывать, что в орбитальной группировке “Глонасс” будет не менее 16 стабильно работающих аппаратов.

Бытовые приемники системы “Глонасс” в продажу еще не поступали. Хотя российские ученые уверяют, что вскоре эти устройства появятся в магазинах. Их можно будет купить за 15—18 тысяч рублей. Причем, как говорит главный директор НИИ космического приборостроения Юрий Королев, уже начато создание производственных мощностей на 450 тысяч приемников в год.

Эти навигаторы будут принимать сигнал сразу двух систем: GPS и “Глонасс”. Правда, командующий Космическими войсками РФ Владимир Поповкин считает, что существует возможность задержки в обеспечении навигационно-временной информации гражданских потребителей. Видимо, до того момента, пока над Россией не появятся все 18 спутников.

И все же главная задача, которую решил последний в этом году запуск космических аппаратов: теперь существующая орбитальная группировка “Глонасс” позволяет в полном объеме обеспечить интересы Минобороны России. А  ранее наши военные были вынуждены пользоваться для наведения ракет, самолетов и кораблей американской GPS .

* * *

 
Появление гражданской версии российской навигационной системы сопровождается комментариями: теперь, мол, наконец, и рядовые россияне смогут-таки ориентироваться и не зависеть от прихотей американской военщины (следует ссылка на случай, когда гражданские GPS-навигаторы не могли принимать сигналы спутников во время острой стадии американских “разборок” в Ираке).

На самом деле претензии нужно предъявлять к отечественным ведомствам, которые из “соображений секретности” запрещали продажу точных приборов. А кому интересно полагаться на автосистему, которая при езде укажет местоположение поворота с точностью плюс-минус 50 метров? Из-за этого у иностранных поставщиков автонавигационного оборудования и разработчиков электронных карт не было интереса к нашему рынку. Сейчас ограничения по точности сняты, но мы имеем дефицит официальных электронных карт территории России. Обе столицы с окрестностями, крупные центры и федеральные трассы худо-бедно прорисованы. А остальная территория как? Картографические компании их рисуют. Но когда это все будет готово, точно никто не говорит. Так что иностранные производители продолжат комплектовать машины, продающиеся в России, привычными GPS-устройствами. И неавтомобилизированный потребитель, судя по всему, в массе своей будет продолжать пользоваться американский системой хотя бы из экономических соображений. Дело в том, что цены на GPS-навигаторы в России начинаются уже с 5000 рублей, а ГЛОНАСС-навигаторы, по предварительным данным, будут стоить в самом лучшем случае от 15 000. Почувствуйте разницу, как говорится. Да и от “глюков” необкатанной системы никто не застрахован.



    Партнеры