В 200 километрах от Твери в самом обыкновенном селе, где живет всего 4 тысячи жителей, на самой обыкновенной улице стоит самая обыкновенная средняя школа №1. Как же удивились жители этого самого обыкновенного села, когда на их школу “оптом” начали сыпаться гранты — за два года существования нацпроекта “Образование” грант получила сама школа, гранты получили три учителя да еще два ученика. Корреспондент “МК” побывал в этой сельской школе и выяснил, что же так притягивает “образовательные” деньги в село Лесное.
К восьми утра, когда в окнах двухэтажного здания еще нет ни одного огонька, к школьному крыльцу уже подруливает желтый автобус с надписью “Нацпроект “Образование”. Из него, размахивая портфелями, вываливается куча ребятишек. Хотя первый урок в Лесной школе начинается без пятнадцати девять, ребята из села Бор-Пруды — самого отдаленного от Лесного населенного пункта, находящегося в 18-и километрах от школы, уже “на посту”. Нет, ребятишки не боятся опоздать на урок, просто автобус привозит их заранее. Ведь за оставшийся час школьному транспортеру нужно сделать еще один рейд — забрать вторую партию учеников. Всего в Лесной школе “на колесах” передвигаются 185 учеников из 15 разбросанных по Лесному району Тверской области сел и деревень.
— Вот сейчас заброшу этих ребятишек и поеду забирать следующую партию, — объясняет водитель, указывая на маршрутный лист. В маршрутном листе — 5 деревень: Лесное — Чернятка— Бор-Пруды — Ошеево — Лесное. Всего 56 километров по разухабистым дорогам.
* * *
Из приоткрытой двери кабинета №16 доносятся звуки баяна. В этом факте не было бы ничего удивительного, если бы это был кабинет музыки. Или актовый зал. Но к музыкальной сфере дверь никакого отношения не имеет. У 11-классников здесь только что начался урок литературы: подростки проходят поэзию Серебряного века.
Вместо указки и классного журнала учитель литературы Ольга Андреева обнимает баян, протяжно растягивает мехи и нараспев исполняет: “Послушай: далёко, далёко, на озере Чад изысканный бродит жираф!”. Кто не знает — это стихи Николая Гумилева, а музыку к ним сочиняет сама учительница.
К музыкальному сопровождению уроков литературы ребята уже привыкли. Поэт-песенник Ольга Андреева ни урока не начинает без аккордов гармони — если проходят Пушкина, исполняет “Я вас любил…”, когда по программе Цветаева — “Под лаской плюшевого пледа…”.
В прошлом году Ольга Андреева и ее коллега по школе Елена Цветкова получили гранты по нацпроекту “Образование”. Сразу два литератора да еще и в одной сельской школе — это действительно редкость.
— Когда мы оформляли документы, были просто уверены — двум учителям по одному предмету в одной сельской школе гранты ну уж никак не дадут! — перебивают друг друга педагоги. — Как же мы удивились, когда увидели обе свои фамилии в списках!
— А я даже отчаялась в какой-то момент: зачем я в это ввязалась? — признается обладательница гранта Елена Цветкова. — Думала: в нашем-то Лесном, да в этой глубинке, кто меня увидит? Да как я могу соперничать с учителями Москвы и Питера… А когда приехали на получение сертификата, были приятно удивлены, что в зале сидело много сельских учителей из небольших школ. Таких, как наша.
Правда, конкретную область исследований, за которую они получили “президентский куш”, ни одна из обладательниц гранта назвать так и не смогла.
— Грант учителю вручается по итогам работы, — поясняет Елена Цветкова. — Анализируется, как дети сдавали экзамены на протяжении нескольких лет, повышается ли качество знаний учеников. И еще огромное количество параметров.
Но скорее всего грант им вручили в номинации “толерантность”.
— Я никогда не была противницей никакой литературы, — объясняет Елена Викторовна. — Дети могут спокойно прийти ко мне и спросить: “У вас есть еще донцовская книжечка? А то я вот эту уже прочитала”. Я хорошо понимаю, что есть книги для электрички, есть для пляжа, есть для кресла. Есть такие, о которых хочется говорить всем классом, а есть — о которой хочется размышлять одному. Главное, чтоб читали.
* * *
Пока одни 11-классники под звуки баяна осваивают Гумилева, другие идут на школьный двор и выкатывают из гаража новенький, еще блестящий на солнце трактор. Его купили вместе с компьютерами и учебными пособиями на “грантовские” деньги. Теперь “в наборе” с аттестатом зрелости школа выдает своим выпускникам еще и права трактористов. Конечно, не всем, а только тем, у кого хватает терпения в течение четырех лет копаться в масленых внутренностях машины и по пять часов сидеть за баранкой. Зато после получения заветной корочки ребята могут работать не только на всех видах тракторов, но даже на комбайне.
— Мы долго не могли доказать комиссии, что нам нужен трактор. Нам говорили, что это сельхозтехника, а по правилам нацпроекта “Образование” деньги можно потратить лишь на модернизацию учебного процесса. Но мы доказали, что он нам нужен для учебы, — объясняет директор школы.
Оказывается, трактор водить не легче, чем решать уравнения или разбирать переплетения сюжетных линий в “Войне и мире”. Чтобы получить водительское удостоверение тракториста, нужно продемонстрировать перед экзаменаторами умение лавировать между колышками, съехать с горки на ручном тормозе и без проблем заехать в ангар, чтобы подцепить телегу или плуг. Правда, сначала нужно сдать правила дорожного движения — вызубрить 100 билетов по 10 вопросов в каждом.
— Начинается обучение с 8-го класса: девочки идут на домоводство, а мальчики — на машиноведение. Сначала ребята изучают только теорию — строение мотора, починка. А с 10-го класса ребята уже садятся за баранку, — объясняет преподаватель машиноведения. — В конце 11-го класса сдают экзамены и получают права тракториста.
— Трактор водить легче, чем машину, — в один голос утверждают 11-классники. — У него руль крутить легче, и он более маневренный.
* * *