Москвичей заставляют читать ушами

автомобильные пробки и минимум свободного времени

Ушами любят не только женщины — это миф. Мужчин, воспринимающих мир на слух, также немало. Кстати, т.н. аудиалов в России больше, чем в других странах. Что неудивительно — в 1960—1980-е годы наше ТВ было довольно скучным, зато у каждого ребенка на полке стояли пластинки с “Алисой в Стране чудес” или “Бременскими музыкантами”. Сейчас аудиокниги и радиоспектакли возвращаются в обывательский обиход. Благодаря тем самым выросшим при “совке” детям, а также… автомобильным пробкам.
“МК” решил разобраться в феномене “звукомании” москвичей.

— Это правда, стремительная автомобилизация и заторы стимулируют интерес к аудиокнигам. Рост их продаж (около 30% в год) заметен на фоне снижения совокупного тиража классических книг, — подтвердила “МК” теорию фактом профессиональный эксперт по аудиокнигам Марьяна Григорьевская.

Среди “читающих ухом” даже президент Путин, который как-то сообщил журналистам, что слушает “Историю” Ключевского в авто. Он, конечно, не стоит в пробках — просто занятой человек. Как и многие москвичи, которым некогда читать книги. И все-таки объем русскоязычной звуковой продукции пока невелик. Доля аудиокниг — всего 0,9% от книжного рынка (для сравнения: в США — 20%).

Тем не менее это уже стало обычным делом: стоя в пробках, москвичи учат иностранные языки, слушают лекции по маркетингу и логистике или вставляют в магнитолу диск с аудиокнигой либо аудиоспектаклем. Кстати, между последними двумя жанрами есть разница, которую разъяснил “МК” известный режиссер Дмитрий Креминский:

— Аудиокнига — это сольный концерт артиста, который начитывает текст, часто без музыкального сопровождения. Но каким бы гениальным он ни был, если один человек 46 часов читает “Анну Каренину”, это скучно. Аудиоспектакль позволяет слушателю погрузиться в действие: человек слышит, как капает вода из крана, скрипит снег под ногами у героя и т.д.

Пробным проектом г-на Креминского были детские “Марусины сказки”. Но театральному “озвучанию” подвергается и литература для взрослых. Например, роман Станислава Лема “Солярис” был поставлен с участием Армена Джигарханяна, Александра Филиппенко, Татьяны Шпагиной, Владислава Ветрова. Здесь, как и в обычном театре, важен подбор актеров. Затем начинается собственно процесс записи. После чего режиссер со звукорежиссером садятся за компьютер и добавляют к голосам музыку и шумы.

Процесс превращения звукового файла в “картинку” весьма сложен и кропотлив. Например, как ни странно, звуковому спектаклю тоже не обойтись без декораций. Один забавный пример: для записи одного спектакля нужен был звук шелеста бамбуковых штор, которые лет 40—50 назад были в моде в СССР. А режиссер как раз хотел воссоздать в спектакле атмосферу 60-х…

— Режиссер тогда поставил на уши всю Москву, — вспоминает арт-директор одной из звукозаписывающих студий Елена Лихачева. — Мы пытались предложить деревянные или пластиковые шторы, но он был неумолим: не так звучит — и все тут. В итоге нашли бамбуковые шторки в одной многодетной семье в Люблине, и Креминский наконец успокоился.

Кстати, аудиоспектакли, как в старые добрые времена, начинают транслировать на всю страну государственные радиостанции. Например, постановку по роману Стругацких “Отель “У погибшего альпиниста” готовится представить своим слушателям радио “Культура”. Да и в FM-диапазоне тоже стали ставить литературные опыты. И все-таки даже сами радиорежиссеры, хотя и считают, что за у аудиоспектаклей большое будущее, не признают их альтернативой чтению:

— Это совершенно отдельный жанр, другой вид искусства, — говорит режиссер Креминский. — Как бы интерпретация прочитанного, благодаря которой у зрителя-слушателя есть возможность сравнить свои ощущения с ощущением авторов спектаклей. Книгу он в любом случае не заменит.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру