Саакашвили раскрутили на “карусели”?

Специальный корреспондент “МК” передает из Грузии

В эти праздничные дни по вечерам Тбилиси сияет разноцветными огоньками. Гирлянды лампочек, горящих бледно-голубым светом, украшают фасады зданий, превращая их в сказочные ледовые дворцы. Несмотря на мороз, все фонтаны работают. На площади перед парламентом установлены сувенирные палатки и желто-розовая карусель с нарядными лошадками. Фонтаны и карусели — это “визитная карточка” Михаила Саакашвили, который, как официально объявлено, 5 января стал президентом во второй раз.

За предыдущие годы Саакашвили открыл множество каруселей в разных уголках страны. Но в Грузии слово “карусель” имеет и другой смысл. Здесь все знают, что так называется технология, позволяющая гарантированно побеждать на выборах.

 “Миша ошибся”

— Я не понимаю, как могло случиться, что он победил? — говорит мой тбилисский знакомый Вахо, в прошлом физик, ныне мелкий предприниматель. — Я знаю, что никто из моих близких за него не голосовал. Я лично голосовал за Гамкрелидзе, мой брат — за Нателашвили. Отец сказал, что никому не доверяет, и просто перечеркнул бюллетень. Так поступили многие. И теперь оказывается, что у него больше 50%! Как они это делают?

В Тбилиси трудно встретить человека, который голосовал за Саакашвили. Например, весь персонал гостиницы, в которой я жила, голосовал за оппозицию. За Гачечиладзе отдала голос девушка, продавшая мне билет на самолет. За Нателашвили — таксист, который вез меня по городу. Еще один сказал, что на участок не пошел. Он поведал удивительную историю:

— Вы знаете, у нас перед выборами была кампания против безработицы. Всех желающих устраивали на работу. Но это временная работа — на три месяца. Потом всех уволят. Платят 600 лари, по 200 лари в месяц. Причем хозяин прямо говорит: “На работу можешь не ходить, ты мне будешь только мешать. Сиди дома, получай свои деньги”. Я тоже пошел, записался, при этом у меня сняли ксерокопию с удостоверения личности. Я так думаю, что эта ксерокопия уже проголосовала за кого надо. И мне вроде как нельзя уже за другого голосовать.

    Как утверждает оппозиция, ксерокопии документов снимали у тысяч людей...

    Маленький магазинчик на проспекте Руставели. В таких магазинчиках и кафе и формируется то, что называется “общественным мнением”. Отсюда хорошо видно, что происходит на улице. Сюда забегают погреться и революционеры, и полицейские. Служащие и посетители магазинчика смотрят новости по телевидению и бурно их обсуждают.

— Миша ошибся, — говорит один из них.

— В чем? — спрашиваю.

— Во всем. Если 150 тысяч человек выходят на улицу, это значит, что он ошибся. Вот у меня свой небольшой бизнес. Я встаю каждое утро в 6.30, работаю, освобождаюсь поздно вечером. У меня ни на что не остается времени. А ведь у меня совсем маленькое дело. А наш президент имеет много времени, чтобы целыми днями гулять, развлекаться! Он раньше имел 300 долларов, а сейчас миллиардер.

— А вот мою семью он выкинул на улицу, — вступает в разговор случайный посетитель. — Видите это солидное здание с колоннами? Его строили пленные немцы. А за ним находился новый дом, в котором я 5 лет назад купил квартиру. Сделал в ней ремонт. Потом дом с колоннами и то место, где стояло наше здание, купила российско-грузинская фирма под гостиничный комплекс, а нам велели переселяться. В один день пришли и приказали в течение часа вывезти вещи. Объявили, что дом аварийный. Потом его ломали месяц, такой он был аварийный. Фирма давала нам по 1400 долларов за квадратный метр, и она же предлагала квартиру без ремонта по 2500 за метр. Теперь мы живем у родственников. Правда, для нас строят дом, мы добились, но он будет готов через 2—3 года.

В штабе лейбористов мне показали ветхий от времени черно-белый плакат.

— Когда меня спрашивают про Саакашвили, я всегда показываю этот плакат, — сказал глава штаба Иосиф Шатберашвили. — Здесь Саакашвили, еще не президент, обещает населению вернуть советские вклады. И что, вернул? Такова цена его обещаниям.

Прокатись на нашей маршрутке

5 января многие жители Тбилиси так и не смогли дождаться на остановке своего автобуса или маршрутки. Хотя порой вереницы этих маршруток проезжали мимо, не останавливаясь. Зато много маршруток почему-то было замечено у избирательных участков. Они перевозили одних и тех же людей с одного участка на другой. Активистам оппозиции удалось заснять номера некоторых из них. Вечером эти же маршрутки стояли у филармонии, где праздновали победу сторонники Саакашвили. В материалах, которые оппозиция предоставила обозревателю “МК”, есть фото человека, голосовавшего минимум три раза под разными фамилиями: один раз он был сваном, два — мегрелом. Так, во всяком случае, утверждает женщина-наблюдатель, которая сфотографировала его на свой мобильный телефон. И маршрутки, и свано-мегрел — это часть избирательной технологии под названием “карусель”.

— Существует армянская, русская “карусель”, — говорит глава предвыборного штаба лейбористов Иосиф Шатберашвили. — Но грузинская “карусель” самая изощренная. Автором этого гениального изобретения, достойного Нобелевской премии в области фальсификации выборов, является депутат грузинского парламента Хатуна Гогоришвили.

“Карусель” требует огромных денежных затрат. Причем пользоваться этой методикой могут только власти. Потому что для нее нужно большое количество фальшивых удостоверений личности и пустые избирательные бюллетени с подлинными подписями и печатями. Оппозиция изготовить такие бюллетени не сможет.

— Ходят по кладбищам, переписывают имена и фамилии умерших с могильных плит, — поясняет Шатберашвили. — Потом печатают фальшивые удостоверения с этими именами.

В Грузии у граждан не паспорта, а карточки, запаянные в пластик. Подделать их не так сложно. За четыре года, прошедшие с прошлых президентских выборов, списки избирателей загадочным образом выросли на миллион 200 тысяч человек. Сейчас избирателей 3 миллиона 400 тысяч, а было 2 миллиона 200 тысяч.

Бывший руководитель избирательного штаба Патаркацишвили Георгий Жвания рассказал:

— Мы получили официальные списки из ЦИК. В них 26 тысяч человек упоминаются на двух различных участках. Полностью совпадают имя, фамилия, дата рождения. Эти 26 тысяч — стопроцентная “карусель”. Они будут голосовать как минимум два раза. Я уверен, что в дополнительных списках они окажутся по 5—6 раз. Мы направили официальную жалобу в ЦИК. Никакой реакции.

Участникам “карусели” обещают деньги — скажем, 50—100 долларов. Платят и водителям микроавтобусов, которые снимают с традиционных маршрутов. Наши источники утверждают, что им платили по 50 лари и заливали 40 литров бесплатного бензина.

— На некой конспиративной квартире людям выдают бюллетени, в которых заранее отмечен 5-й номер (Саакашвили), — говорит Жвания. — С печатью, с подписью. Он у них в кармане. Они идут на участок, получают пустой бюллетень и кладут его в карман. В кабинке достают из кармана заполненный бюллетень, бросают его в урну. Идут на место встречи, где предъявляют пустой бюллетень и получают свои деньги.

Есть еще один метод: человека заставляют снимать бюллетень с отметкой в нужном месте на камеру мобильного телефона.

Мишизм

Правда, чем выше активность избирателей, тем менее эффективны “карусели”. Пропускная способность избирательных участков в Грузии была очень мала. 5 января на участках образовались очереди. А ведь “карусельщику” надо успеть отстоять в нескольких очередях. Видимо, поэтому Саакашвили в Тбилиси однозначно проиграл. Это подтверждают первичные избирательные протоколы с участков, которые я видела своими глазами. В провинции в ходу другие методы: прямое давление и запугивание избирателей, вброс бюллетеней (перед закрытием участков в тбилисском районе Ваке и в Западной Грузии погас свет). Знакомый армянин из Ахалцихе рассказал, что ему позвонили оттуда родственники: всех заставили голосовать за Саакашвили, хотя никто не хотел. “Что остается делать? Только выходить на улицу”, — переживает он. В “активе” у власти военные и полиция, которые голосуют в местах, куда наблюдателям от оппозиции нет хода.

— Скромный результат Саакашвили говорит о том, что его дела совсем плохи, — сказали мне в штабе Патаркацишвили.

— Натянули чуть больше 50%, лишь бы избежать второго тура. Если бы у него было хотя бы 40%, написали бы все 70.
Только чрезвычайная причина могла заставить тбилисцев в канун Рождества, когда на дворе собачий холод, а тариф таксистов вырос вдвое, собраться на обледенелом катке Рике.

— Я пришла узнать, что оппозиция собирается делать, — говорит Мзия, которая работает в госучреждении, получает 900 лари, но прийти на митинг не побоялась. — Я знаю, что Гачечиладзе победил. Он победил бы в первом туре, если бы не такие нарушения. Я за него голосовала, потому что он хочет сделать парламентскую республику. Я знаю всех своих соседей — за Саакашвили голосовали единицы.

— Но ведь он повысил вам зарплату?

— А меня прежняя больше устраивала. Я сейчас не могу угнаться за инфляцией.

— Не важно, лучше мы стали жить при Саакашвили или хуже, — сказал Малхаз, по профессии винодел. — Эти люди вышли потому, что хотят справедливости. Мы требуем, чтобы считали правильно. Чтобы были честные выборы. Мы пока на это надеемся.

— Мне все равно, кто будет, лишь бы Миша не прошел, — говорит его приятель, тоже бизнесмен. — Он обманул людей. Он ведет себя в Грузии как во вражеском государстве. А то, что он так испортил отношения с Россией, это просто глупо.

…В ночь после выборов я решила пройтись по центру города. Навстречу выкатился автобус, разрисованный огромными красными цифрами 5 и портретами Саакашвили. Каждую автобусную остановку украшали по два его портрета. На площади Тависуплеба огромный Миша затмевал величием Святого Георгия работы Церетели. Чуть поодаль весь торец многоэтажного здания занимал шедевр “Михаил и дети”. И тут по безлюдному проспекту Руставели от филармонии, где только что завершилось торжество в честь победы, промчался президентский кортеж. Саакашвили несся в пустоте по обледенелой дороге, среди разноцветных лампочек и своих гигантских изображений навстречу своей судьбе.

Тбилиси.

P.S. Вчера грузинская оппозиция так и не собралась выйти на митинг, который был намечен на 14 часов по местному времени. Решили дождаться окончательного оглашения результатов. Пока же оппоненты Саакашвили собирают доказательства фальсификации выборов, которые намерены обнародовать на пресс-конференции. Члены ЦИК от оппозиции уже отказались подписывать окончательный протокол выборов, поскольку, по их словам, данные официальных результатов сильно отличаются от протоколов первичных комиссий.

Все факты собираются суммировать и предоставить европейским наблюдателям. Которые, в свою очередь, уже сообщили о демократичности прошедших выборов. Заметив, правда, что “были выявлены значительные проблемы, на которые должно быть оказано реагирование”. Среди проблем значится “оказывание давления на избирателей”. Но “четко выраженная конкурентоспособность кампании” свидетельствует о “выражении свободного выбора грузинского народа”. Похоже, у европейских наблюдателей тоже существует своя “карусель”. И то, что для “недемократических стран” типа Белоруссии является фактами, подтверждающими нелегитимность выборов, то для Грузии — торжество справедливого выбора.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру