Картинный скандал близок к концу

Судьба российской выставки в Лондоне почти решена

9 января 2008 в 17:34, просмотров: 161

Приближается к концу удивительная история картин из собрания четырех наших музеев, которые никак не доедут до Лондона. Конец ее скорее всего будет счастливым: пока еще сроки позволяют открыть выставку в Королевской академии искусств вовремя, то есть 26 января. Дело остается за малым. О подробностях “МК” рассказал замруководителя Россвязьохранкультуры Анатолий Вилков.

Итак, с 1 января с.г. в Великобритании досрочно вступил в силу долгожданный закон, защищающий произведения искусства от ареста и конфискации. Законопроект прорабатывался давно, в конце 2007-го был принят, хотя изначально сроки его вступления обозначались февралем-мартом. Однако разгоревшийся скандал вокруг возможного посягательства на выставку “Из России: французские и русские шедевры живописи 1870—1925 годов” со стороны наследников дореволюционных коллекционеров поставил под вопрос сам въезд полотен на территорию Англии. Ни прежние законодательные акты, ни личные заверения г-на Пернелла (министр культуры, СМИ и спорта) или г-на Смита (исполнительный директор Королевской академии) российскую сторону не удовлетворяли.

В конце декабря и в Роскультуру, и в МИД от британцев поступил корпус нового закона, который до последнего момента тщательно изучался нашими юристами. Г-н Швыдкой (глава Роскультуры), в частности, отмечал, что “нам нужны некоторые разъяснения — как, например, трактуется слово “собственник”; важно, чтобы под “собственником” признали Российскую Федерацию, и тогда закон покроет все риски, связанные с возможной задержкой картин”.

Буквально 31 декабря представитель МИДа г-н Камынин заявил, что ускоренное вступление закона в силу создает “принципиально новый конструктивный фон для завершения переговоров по выставке”. И вот что мы имеем: и закон принят, и дополнительные юридические разъяснения к нему британцы предоставили. Сейчас идут финальные консультации между Роскультурой и МИДом. Но последнее слово за Россвязьохранкультурой. Именно она, а не кто другой, дает разрешение на перемещение картин в Великобританию. Слово Анатолию Вилкову:

— Прежде хочу успокоить людей: с картинами все в порядке, они хранятся в Дюссельдорфе в надежных условиях и под тщательным надзором. Хотя выставка (предваряющая лондонскую) там и закончилась, мы пробили выдачу всех гарантий и страховок, по которым картины могут находиться в Германии до 21 января. Поэтому время еще есть. Как только в Россвязьохранкультуру поступит копия закона с номером и датой его принятия, мы тут же выдадим свидетельство, разрешающее ввоз картин в Великобританию. Если поступит сегодня, то к 26 января выставку еще успеют организовать. Сам закон нас вполне устраивает. Подобные акты приняты и в США, и во Франции… Кстати, весь пакет документов по пребыванию выставки непосредственно в Лондоне (договор с Королевской академией, например) у нас есть. Хочу заметить, что сама ситуация беспрецедентна, имея в виду возможные претензии внука Щукина, связанные с национализацией. И то, что в кратчайшие сроки в Великобритании был принят закон о защите произведений искусства, подчеркивает доброжелательное отношение Королевства и к проблеме, и к нашей стране. Ну и, конечно, нельзя не отметить консолидированности музейного сообщества, которое добилось принятия такого закона.

На момент подписания номера стало известно, что — словами г-жи Селезневой (главный хранитель Третьяковской галереи) — “принципиальное согласие на вывоз картин из Дюссельдорфа в Лондон получено”. Это же подтвердила и г-жа Колупаева (начальник управления Роскультуры): “Да, согласие дано, и надеемся, что мы успеем открыть выставку 26-го, если не помешают непредвиденные обстоятельства”.



Партнеры