Буш взялся за саблю

Президент США вбивает клин между арабами и Ираном

Отправляясь в восьмидневное турне по Ближнему Востоку, президент США в общих чертах обрисовал цели своей поездки. Если отбросить пропагандистскую шелуху о ведущейся там идеологической борьбе между “силами террора и смерти” и “десятками миллионов обычных людей, которые хотят свободной и мирной жизни для своих детей”, то смысл слов Буша можно свести к фразе: “Это регион, который имеет огромную стратегическую важность для США”.

Нет, конечно, среди официальных встреч, публичных речей и церемоний Буш находит место для обычных туристических радостей. Помахал, к примеру, подаренной ему в Бахрейне саблей. А наследный принц эмирата Абу-Даби устроил для американского гостя пышный пикник на открытом воздухе: в пустыне был натянут большой шатер, а для услады гостей была приготовлена куча еды — от лепешек с медом до приготовленного на гриле мяса и сладостей.

Одетый в обычную куртку президент США среди арабов в белых галабиях и платках смотрелся как турист, попавший на предусмотренный программой поездки “ужин в бедуинском стиле”. Гостеприимные хозяева похвастались перед гостем охотничьими птицами. Когда под прицелами камер Буш взял в руки одного из соколов, птица вдруг забеспокоилась.

— Вы нервируете его, — сказал Буш представителям прессы. — Он никогда раньше не давал пресс-конференцию.
Но если отвлечься от бушевских развлечений, то программу его визитов можно поделить примерно пополам. Первая половина — посещение Израиля и палестинских территорий, где темой обсуждения №1 было создание палестинского государства. Тема весьма важная для президента Америки: не случайно же Буш ее называл одной из своих приоритетных задач на срок, оставшийся до конца его пребывания в Белом доме. От успеха этой затеи зависит, уйдет ли Буш из президентов в ореоле миротворца или так и останется в истории как инициатор иракской бойни.

Вторая задача бушевского турне — заручиться поддержкой арабских нефтяных монархий в противостоянии с Тегераном. В ОАЭ Буш разразился речью, в которой снова назвал Иран “источником нестабильности” и “главной страной, поддерживающей терроризм и направляющей миллионы террористов в различные страны мира”. Как известно, традиционно суннитские арабские монархии противостояли шиитскому режиму персидских аятолл. Тому виной и конфессиональные, и национальные, и идеологические причины. Плюс к тому пограничные споры, а также борьба за первенство в исламском мире. Однако в последнее время иранскому президенту Ахмадинежаду удалось добиться важных прорывов в отношениях с арабскими соседями. В прошлом месяце Ахмадинежад первым среди иранских лидеров выступил на встрече Совета по сотрудничеству стран Персидского залива (организации, созданной арабскими странами в том числе для противодействия Ирану). По личному приглашению саудовского короля Ахмадинежад совершил хадж в Мекку, опять же первым среди президентов Ирана. И в этом намеке на сближение Ирана с арабским миром в Вашингтоне наверняка усматривается беспокойство.

Зато тему демократии в посещаемых странах Буш старается если и затрагивать, то сверхделикатно. Ни одна из союзных американцам монархий Персидского залива явно не отвечает американским стандартам демократии. А демократический приход к власти в Палестинской автономии исламистов из “Хамаса” тоже не совсем ложится в строку. Так что эта проблематика повисла в воздухе, благо есть много иных тем для разговора.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру