По даче вдарило болванкой

“МК” выяснил, почему военные пытались сжечь подмосковный поселок

Военные учения в Истринском районе Подмосковья, где горе-стратеги в среду вечером впопыхах едва не спалили целый дачный поселок, репортеры “МК” вчера повторили в опытных условиях. Мы собрали фрагменты ракетного топлива на месте происшествия и подожгли его у стен редакции. Результат нас расстроил: попади учебный заряд в коттедж, от него остались бы одни головешки.

Когда корреспонденты “МК” прибыли на место событий, дачный поселок Озерки кишел милицией, ФСБ, военными и еще частными охранниками. Делать нечего, полезли через забор и полюбовались на уцелевшую ракету.

Полутораметровая труба с несколькими соплами сиротливо темнела на снегу. Возле возились саперы. Очевидец события, Игорь Розанов, живущий через дом (а пострадал дом №17), охотно рассказал подробности:

— В три часа жахнуло. Ну тут полигон километрах в двух. Раза два в месяц там стреляют. Но чтобы к нам залетело? Кооператив построили в 1989 году. Мы — старожилы — такого не припомним. Услышал взрыв. У меня в доме чуть стекла не повылетали. Выскочил, а у дома Орищенко (владельца пострадавшего здания) пламя выше забора. Юрка, охранник, уже там суетится. Эта хреновина лежит и горит с двух концов. Из каждого сопла пламя в полметра. Юрка ее от гаража отпихнул палкой. А она все горит и вертится. Серега Орищенко вообще в рубашке родился, ведь он уехал из дома минут за 20 до того. Жар приличный. Там рядом ящик, навроде газового, так на нем вся краска пооблупилась. Мы этот ящик из огнетушителя поливали, чтобы не рвануло. Две канистры воды притащили, чтобы ракету потушить, так даже не стали пробовать. Так и ждали минут 15—20, когда сама погаснет.

В среду утром в поселок подтянулся и “герой дня”, директор издательства “Деловой мир” Сергей Орищенко.

— Ущерб не очень большой. Сейчас решаем с Минобороны вопрос о компенсации. Извините, я даже не осмотрелся пока…

И хозяин ушел в глубь пострадавшего дома. При свете дня картина стала более ясной. Две ракеты упали на крышу дома №17, а затем на крышу гаража рядом. От удара одна ракета улетела на соседний участок, где мы ее и видели. А другая благополучно сгорела. Забор вокруг участка обгорел, но остался цел. Незначительно пострадала кровля дома и крыша гаража. Кстати, хозяин сделал ремонт кровли всего два года назад. Камера наружного наблюдения охраны поселка зафиксировала вспышку пламени и зарево. Мы на память прихватили кусочки ракетного топлива, щедро разбросанные вокруг дома №17. И даже брошенную часть от ракеты.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Помощник главкома Сухопутных войск РФ полковник Игорь Конашенков:

— Инцидент произошел из-за технической неисправности маршевого двигателя установки разминирования. Эта установка похожа на небольшой танк. Ее задача — освободить проход в минном поле технике и людям.

Для этого на ней установлен маршевый двигатель. Он похож на ракету, хотя на самом деле это никакая не ракета. К этому двигателю — он называется ДМ-70 — прикреплен шланг диаметром 15—20 см. Чтоб было понятней: шланг похож на колбасу, только начинен вместо мяса тротилом, его вес примерно 1300 кг.

Действует все это так: маршевый двигатель разгоняется на заданную дальность, вылетает из установки и кладет шланг (заряд) туда, где надо сделать проход в минном поле. Затем оператор нажимает кнопку. Тротил подрывается.

Соответственно, все, что там было на три метра вправо-влево, взрывается, и шестиметровый проход в минном поле для танков и пехоты готов.

На сей раз производился запуск учебного заряда, то есть шланг был без тротила. Из-за технического отказа маршевый двигатель — весом он порядка 50 кг — от шланга оторвался, улетел на 3,5 км и упал в огород. Взрыва никакого не было, так как сам шланг упал на учебное поле. Даже если бы он был боевой, все равно мог бы упасть только в районе полигона.

С хозяином дачи мы сразу же связались. Он сказал: ребята, я понимаю, что у вас произошла нештатная ситуация. Почините — спасибо вам, и у меня к вам особых претензий нет.

А вот почему в таком приближении к полигону Минобороны находятся жилые строения — это уже вопрос к местным властям. Полигон инженерных войск в Нахабине дислоцируется с 1918 года. Там же находится институт, учебный центр и бригада инженерных войск. Здесь же формировались инженерные полки, которые в Великую Отечественную уходили на оборону Москвы.

КСТАТИ

25 февраля 1995 года такое же устройство разминирования, запущенное подразделением Минобороны, упало на командный пункт отряда “Русь” внутренних войск РФ, проводившего спецоперацию в пригороде Грозного — Алды. Оставшиеся в живых очевидцы рассказывали, что вдруг увидели, как над головами у них пролетела огненная змея и хвост ее рухнул прямо на площадку перед КП, где толпились спецназовцы.

Погибли 28 человек, в том числе командир отряда “Русь” и начштаба, в госпитале от ожогов скончались еще несколько офицеров.

В память о погибших в Чечне был установлен временный памятник. Когда внутренние войска в 96-м году оттуда уходили, они забрали его с собой, сейчас он стоит в отряде “Русь” на Красноказарменной улице.

МЕЖДУ ТЕМ

МОЗАМБИКЦЫ, УКРЕПЛЯЙТЕ ВАШИ ДАЧИ!

Начальник инженерных войск Вооруженных сил РФ генерал-полковник Николай Сердцев: “Саперы Минобороны России в 2008 году окажут Республике Мозамбик помощь в разминировании территории страны. Подготовка мозамбикских специалистов будет проходить в учебных центрах этой страны с учетом местных особенностей”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру