Биотопливный бум докатился до России

и замер в ожидании

21 января 2008 в 17:07, просмотров: 566

Слово “биотопливо” вошло в наш лексикон относительно недавно. Однако частота его употребления растет буквально на глазах. Сначала оно появилось в специализированной прессе, потом замелькало в научно-популярных изданиях, а теперь о биотопливе пишут в ежедневной периодике и говорят в своих выступлениях политики и чиновники. Став частью повседневной жизни во многих зарубежных странах, биотопливные технологии проникают в Россию. “ЭВ” постарался выяснить, что же это за технологии и какое будущее ожидает их в нашей стране.

Биотопливом принято называть топливо, получаемое из биологического сырья. Оно может иметь жидкую, твердую, даже газообразную форму. Однако в современном контексте термин “биотопливо” обычно используют для обозначения жидкого топлива для двигателей внутреннего сгорания, получаемого, как правило, в результате переработки сахарного тростника, рапса, кукурузы, сои или других культур.

Практическое применение получили две разновидности биотоплива. К первой относится биоэтанол (то есть обычный этиловый спирт, полученный из растений), а также смеси на его основе. В общем-то, применение спирта в качестве топлива восходит к самой заре автомобильной эпохи. Однако широкий коммерческий интерес к нему появился относительно недавно. Этому способствовали рост цен на черное золото и усугубление экологических проблем.

К достоинствам этанола как топлива относятся меньшее количество парниковых газов и твердых частиц в выхлопе, более высокое октановое число и, конечно, возобновляемость его источников.В современной практике этанол обычно используется в смеси с бензином. Такие смеси в мировой практике обозначают индексом Е. Так, Е10 означает смесь, содержащую 90% бензина и 10% этанола. Любой бензиновый двигатель сможет работать на такой смеси без дополнительных модификаций.

Использование E10 снижает выброс парниковых газов на 12—19% по сравнению с обычным бензином. Есть и более радикальные варианты — Е20 и Е85. Однако эти смеси уже требуют модификации топливной системы автомобиля.

Недостатком этанола считают его меньшую теплотворную способность. То есть на литре этанола автомобиль проедет меньше, нежели на литре бензина. Основным сырьем для производства этанола являются сахарный тростник и кукуруза, что не исключает использования других культур. Крупнейшим в мире производителем биоэтанола является Бразилия. Порядка 20% топливных потребностей Бразилии покрывается за счет возобновляемых видов топлива.

Вторая разновидность — это биодизель. Так называют дизельное топливо, изготовленное из жиров растительного или животного происхождения. Так же как и биоэтанол, биодизель требует специальной адаптации двигателя и топливной системы. Впрочем, смесь обычной солярки с добавлением до 5% биодизеля никаких модификаций не требует. Достоинства этого вида топлива те же, что и у биоэтанола: экологичность и возобновляемость. Среди недостатков — плохие эксплуатационные качества при низких температурах. Сырьем для биодизеля является рапсовое масло, а также соевое и пальмовое масло. Биодизельные технологии достаточно активно развиваются в Европе и США.

Прежде чем перейти к описанию положения дел в России, необходимо сделать одно важное замечание. Ни в одной из стран, где биотопливные технологии получили широкое распространение, это не произошло исключительно за счет инициативы частного бизнеса. Во всех случаях имело место значительное стимулирующее и организационное вмешательство государства. Это выражалось как в создании нормативно-правовой базы, так и в существенных налоговых льготах для участников данного рынка. Во многих странах приняты комплексные государственные программы по стимулированию перехода на биотопливо. Наивно было бы полагать, что в нашей стране удастся достигнуть заметных результатов другим путем.

А что же в России? Как удалось выяснить “ЭВ”, положение дел в настоящий момент не слишком радостное. Однако есть и основания для оптимизма по поводу будущего биотопливных технологий в нашей стране. Как считает вице-президент Российской национальной биотопливной ассоциации Алексей Аблаев, одним из основных препятствий на пути продвижения биотоплива в России является отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы.

Действительно, с точки зрения действующего законодательства биотопливо — это “спиртосодержащая жидкость” со всеми вытекающими сложностями оборота и реализации. Также пока отсутствует внятная государственная политика в данной области. Не говоря уже о налоговых преференциях. Неудивительно, что на данный момент, по словам г-на Аблаева, в России нет современных мощностей по производству биоэтанола. Существующие производства являются в основном перепрофилированными спиртзаводами, ранее выпускавшими пищевой спирт. Их продукция, как правило, идет на экспорт. Прецедентов масштабного использования биоэтанола в РФ также пока нет. Перспективы биодизельного топлива еще более туманны в силу того, что оно замерзает уже при -15 градусах, а сырьевая база для его производства довольно ограниченна.

Тем не менее есть основания полагать, что биотопливо имеет неплохие перспективы в России. По словам того же г-на Аблаева, в РФ уже начато строительство нескольких современных заводов по производству биоэтанола. Это значит, что инвесторы считают, что вложения принесут должную отдачу.

Обнадеживающие сигналы поступили и из высших эшелонов власти. “Нужно создать условия для бизнеса по созданию установок для производства биоэтанола”, — заявил Владимир Путин в конце прошлого года. Президент также поручил главе Минсельхоза РФ Алексею Гордееву проработать вопрос о стимулировании производства биотоплива. По мнению г-на Аблаева, прорыв в этом направлении уже не за горами: “Вряд ли мы станем свидетелями бума биотопливных технологий в нынешнем году, но в следующем это вполне вероятно”.



Партнеры