Изменники “Родины”

“Патриотическая оппозиция” нашла себя в служении ненавистной власти

В преддверии президентских выборов Кремль продолжает кампанию по нейтрализации и скупке экс-лидеров оппозиции. Причем цена, которую приходится платить власти за превращение “пламенных борцов с антинародным режимом” в лояльных бюрократов, становится все ниже и ниже. Если Дмитрию Рогозину достался солидный пост нашего посланца в НАТО, то бывшему кандидату в президенты Сергею Глазьеву придется, видимо, удовольствоваться чисто технической должностью замгенсека экономического блока ЕврАзЭС. Да и то не сейчас, а скорее всего в мае.

История политической карьеры Сергея Глазьева на нынешнем этапе напоминает сказку о колобке, которому удалось уйти от олигархических волка и медведя, но только не от кремлевской лисы. Даже на фоне остальных лидеров державно-патриотической оппозиции Глазьев всегда отличался прямо-таки фантастической изворотливостью. В 2002 году Сергей Юрьевич едва не вышел во второй тур губернаторских выборов в Красноярске и, по рассказу источника “МК”, столкнулся с практически неразрешимой проблемой. Покровительствовавший тогда Глазьеву Березовский просил его призвать своих избирателей голосовать во втором туре против всех. Другой уважаемый Сергеем Юрьевичем олигарх — “православный банкир” Сергей Пугачев — требовал от своего протеже публичной поддержки кандидата в губернаторы Усса. Ну и в довершение всего к Глазьеву подкатили посланцы от еще одного кандидата в красноярские воеводы — Хлопонина.

Если бы на месте нашего героя оказался какой-нибудь другой политик, он после долгих метаний и расчетов, наверное, выбрал бы кого-то одного. Но Сергей Юрьевич сумел так мастерски построить свои публичные выступления в разных местах, что основания быть довольными остались у всех трех “просителей”.

Однако и на старуху бывает проруха. Еще во время первого срока ВВП Глазьев допустил ошибку, попытавшись сыграть в аналогичные игры с Кремлем. В начале парламентской кампании 2003 года Рогозин и Глазьев попросили у Кремля поддержки для своего блока “Родина”. Такая помощь была им обещана чуть ли не на личной встрече с Путиным. Однако в обмен на свое благорасположение власть выставила патриотической парочке ряд условий. Согласно одному из них, Глазьев ни в коем случае не должен был выдвигаться в президенты на выборах 2004 года.

Кремль свои обещания почти что выполнил. Раскрутка “Родины” на ТВ была, как известно, прекращена лишь за считанные дни до думских выборов — популярность этого блока с точки зрения власти стала уж слишком высокой. А вот Глазьев о договоренностях с Кремлем предпочел забыть и решил поучаствовать в выборах главы государства.

Месть власти оказалась изощренной. Сохранившего свой авторитет в левопатриотических кругах Глазьева в последние годы последовательно душили. Как только у него наклевывалось мало-мальски солидное предложение о работе, сразу следовал окрик с самого верха. Например, по данным “МК”, спикеру Совфеда Миронову категорически запретили включать “обманщика” в предвыборную тройку своей партии. Глазьеву не дали войти в тройку даже заведомо непроходного блока “Патриоты России”.

И вот, наконец, сладкое завершение мести. Уровень амбиций фактически выключенного из реальной политической жизни Глазьева упал ниже плинтуса. И вот власть “благородно забывает” о прошлых обидах и кидает Сергею Юрьевичу спасательный круг. Сегодня на слете глав правительств Евразийского экономического сообщества должен быть решен вопрос о учреждении для представителя России должности еще одного заместителя генерального секретаря этого блока. Если Глазьев не выкинет очередного фортеля, то еще на одном форуме ЕврАзЭС в мае президенты стран-членов утвердят его в этом кресле.

И тогда у прошлых кремлевских визави г-на Глазьева будут все основания долго и громко смеяться. Статус международного чиновника свяжет недавнего народного трибуна по рукам и ногам. Любое его заявление по внутрироссийским проблемам будет нарушением протокола. А вот не то что командовать, даже оказывать влияние Глазьев сможет лишь на собственную секретаршу, водителя да еще десяток-другой малозначимых чиновников. Ведь все по-настоящему важные вопросы в ЕврАзЭС решаются отнюдь не на уровне замгенсека.

В конце любой сказки должна быть мораль. Но к этой ее подобрать довольно сложно. Конечно, это неправильно, когда власть душит оппонентов. Без нормальной оппозиции России никогда не стать по-настоящему современным государством. Но и сочувствовать Глазьеву, на нейтрализацию которого Кремль потратил ровно три копейки из своего политического капитала, почему-то не хочется. Возможно, это тот редкий случай, когда и лиса, и колобок стоят друг друга.

Михаил Ростовский

ВОПРОС ДМИТРИЮ РОГОЗИНУ

— Злые языки утверждают, что вы променяли “Родину” на ваше нынешнее назначение?

— Связывать мой уход из партии и назначение на пост постпреда России в НАТО можно только при большом желании.

На самом деле я всегда тяготился статусом оппозиционера. Ведь патриот, каковым я являюсь, должен быть внутри политики, чтобы иметь право голоса при определении будущего нашего государства. Именно поэтому я и перешел на госслужбу. Я поменял место деятельности, но не взгляды. Ведь во внешней политике, например, я всегда поддерживал действия Кремля. Что же касается ситуации внутри страны, то теперь я получил возможность отстаивать свои убеждения.

Инга Кумскова.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру