“Нам нужен прорыв в экономике”

Премьер-министр Киргизии Игорь Чудинов рассказал “МК” о планах на будущее

Минувший год выдался для Киргизии непростым. Оппозиция неоднократно выходила на митинги, менялось правительство, состав парламента и конституция. И вот наконец киргизский народ сказал свое слово на референдуме. Ситуация входит в норму. Кабинет министров, который должен вывести страну из полосы неурядиц, возглавил Игорь Чудинов. Произошло это месяц назад. А в конце прошлой недели новый премьер-министр прибыл с рабочим визитом в Москву. Газета “Московский комсомолец” стала первым российским изданием, которому он дал интервью.

— За год в стране трижды поменялась конституция, три раза сменилось правительство. Как вы думаете, вступила ли уже Киргизия в полосу стабильности?

— Действительно, конституцию меняли три раза. Но все попытки принять основной закон узким кругом в парламенте страны проваливались. И проваливались из-за противодействия других депутатов. Поэтому я считаю верным решение президента — вынести конституцию на референдум и провести выборы в парламент по партийным спискам. Я думаю, что народ хочет не новых разборок в парламенте, не принятия еще одной конституции, он хочет стабильного экономического развития. В условиях бесконечных митингов этого достигнуть тяжело. Мне понятно, когда люди выходят на демонстрации с конкретными лозунгами, например, требуя улучшения жизни. А какие лозунги были на всех наших митингах? Только один: “Кетсин!” (“Уходи!”. — “МК”). Хотя Бакиев — легитимно избранный президент. И я уверен, что время таких лозунгов ушло.

— Судя по всему, быть премьер-министром в вашей стране нелегко. Вы сразу и без колебаний приняли предложение возглавить правительство?

— Конечно, как у всякого нормального человека, у меня был момент, когда я взвешивал свое решение. Я понимаю, насколько это серьезный шаг. Это одна из верхних планок в иерархии государственной власти.

— Ваша национальность сыграла какую-то роль при принятии решения о вашем назначении на пост премьер-министра?

— Я думаю, да. Скажу откровенно: я в меньшей мере, чем кто-либо в республике, подвержен влиянию здешних кланов и землячеств. В политическом плане я не веду никакой своей игры. Но у меня есть цели, которые я хочу осуществить в качестве руководителя правительства: совершить прорыв в экономике.

— В чем вы видите основное направление деятельности нового правительства Киргизии? Какие задачи считаете для себя приоритетными?

— Главная наша задача состоит в либерализации экономики. Давайте посмотрим на соседние страны. Казахстан с его огромными ресурсами достиг уровня ВВП в 7 тысяч долларов на душу населения. Россия, сильное государство, один из мировых лидеров — 9 тысяч долларов. А Прибалтийские страны, которые очень похожи на Киргизию ограниченностью ресурсов, добились уровня в 12—14 тысяч долларов на душу населения. За счет чего? За счет того, что они сделали экономику либеральной донельзя. Что я под этим понимаю? Как можно меньше разрешительных документов, все должно идти по заявочному принципу. Поэтому в первую очередь надо сделать смелые шаги по приватизации. Нельзя уже сидеть как собака на сене…

— А процессы приватизации у вас еще не завершены?

— У нас нет государственной торговли, все услуги частные. Но речь о другом. У нас остались энергетические компании, “Телеком”, еще ряд крупных компаний, которые де-юре частные, но де-факто там 86% государственных акций. Это половинчатое решение мешает сегодня развиваться нашим энергетическим компаниям. Мы когда-то развалили вертикально интегрированную систему, разделили ее на распределительные компании, передающие компании и производящие компании. Так вот самый низ этой “постройки” — распределительные сети — и надо отдать частникам. Хозяин должен быть там. Сейчас же действует система государственных контролеров. Это как ГАИ с палкой на улице. Улучшить показатели административными методами можно лишь процентов на 20. Но отладить систему невозможно. А опыт показывает, что частные структуры в распределительных сетях это делают. И мы пойдем по этому пути. Мне кажется, что 86% в руках государства — это много. Достаточно, например, оставить у государства 66%, контрольный пакет акций, остальное надо отдать.

Кроме того, важной задачей является новый налоговый кодекс, над которым сейчас идет работа. У нас есть желание еще чуть-чуть уменьшить НДС, хотя бы на два процента. Еще на 2% уменьшить социальные отчисления. Нулевой налог хотим сделать на перерабатывающую промышленность в сельском хозяйстве. Потому что мы аграрная страна, и без развития сельского хозяйства мы будем постоянно зависеть и от инфляции в соседних странах, и от скачков цен на продовольствие. Мы уже испытали настоящий шок во втором полугодии 2007 года по ценообразованию, по росту инфляции. Поэтому без развития сельского хозяйства невозможно, и, чтобы создать там условия, мы хотим, чтобы лизинг был освобожден от НДС и на прибыль перерабатывающих компаний был нулевой налог. У нас есть 3—4 вида продукции, по которым Киргизия может конкурировать. Это прежде всего мясо-молочная продукция. Мы всегда на ней специализировались, но сейчас забросили эту сферу, надо вернуться к этому. Не через огромные мясокомбинаты, а через небольшие цеха по переработке, по 2—3 в области. Сейчас скот уходит живыми головами в Казахстан, и государство от этого ничего не имеет. Мы от сельского хозяйства сегодня имеем только налог на землю. Мы раздали землю, сделали крестьянина свободным, но у нас с каждым годом уменьшается объем вспаханной земли. Значит, государство все меньше получает от сельского хозяйства.

Если мы опять начнем развивать зерноводство, то через три года сможем сами себя обеспечивать зерном для производства хлебобулочных изделий. Нужно развивать выращивание табака, хлопка. Растениеводство и садоводство. Мы потеряли огромные сады, на их восстановление нужно время.

Отдельная сфера — туризм. В прошлом году мы только по Иссык-Кулю приняли 1 миллион 200 тысяч туристов. Это в основном туристы из Казахстана, России. Ведь из Сибири к нам ехать выгоднее, чем в Европу. Но в бюджет от туризма попало всего 2,5 миллиона долларов. Потому что тоже система не отработана. Моя задача — сделать так, чтобы в казну от туризма тоже что-то попадало. Охота как один из видов экстремального туризма — это тоже огромный резерв. Пока же только копейки от нее получаем.

— Отношения с какими странами для вас приоритетны в сфере экономики?

— Самый крупный товарооборот у нас с Россией — 1 миллиард 200 миллионов по прошлому году. Это безусловный приоритет. Неплохой товарооборот у нас с Евросоюзом, в частности, с Германией. Но по-прежнему самыми крупными партнерами остаются Россия, Казахстан, Узбекистан (9% от товарооборота). Если говорить об инвестициях, то только в прошлом году мы получили из Казахстана 88 миллионов долларов прямых инвестиций. Китай — это самый крупный, наверное, поставщик товаров. Мы, наверное, всех снабжаем китайскими товарами. Наши базары служат перевалочными пунктами для российских, узбекских, таджикских предпринимателей. Таможенные сборы сейчас — основная статья доходов государства, они составляют 55%, в то время как внутренние сборы — 45%. Наша задача — выправить этот перекос и сделать хотя бы 50 на 50. Чтобы мы меньше зависели от внешних рисков.

— Какова цель вашего первого визита в Россию?

— Участие в заседании глав правительств ЕврАзЭС. Мы встречались с председателем правления “Газпрома” Алексеем Борисовичем Миллером. У нас неплохие планы. Они готовы вести геологоразведочные работы в Киргизии, под это выделены деньги. Ожидаем, что в марте начнутся полевые работы. На переговорах прозвучала цифра — 330 миллионов кубических метров газа: есть уверенность, что таким будет объем добычи газа на нашей территории. Это треть потребностей страны, для нас это здорово. Ведь сегодня мы 850 миллионов кубометров газа покупаем в Узбекистане. У нас есть еще ряд предложений, которые “Газпром” вроде бы воспринимает, так что есть перспектива дальнейшего сотрудничества.

— А что с проектом по строительству железной дороги?

— Есть проект строительства дороги Торугарт—Карасу—Джелалабад, сейчас идут переговоры по строительству. Ориентировочно этот проект оценивается в два миллиарда долларов. Для нашей республики такие проекты — на уровне национальных, это большой прорыв.

 — Периодически в республике какие-то политические силы выступают с требованиями отменить официальный статус русского языка. Как вы к этому относитесь?

— Сейчас в конституции статус русского языка четко прописан. Он является официальным языком. Конституция общенародно принята, поэтому здесь никаких поползновений быть не может. Киргизы тоже понимают, что потеря русского языка означает для них потерю многого. 400 тысяч человек сейчас работают в России. Но есть другие проблемы. Мы недавно говорили на эту тему с российским послом: если вы хотите, чтобы сохранился русский язык, то давайте поможем. Ведь в селах не осталось учителей русского языка. Там всего 1200 школ, надо 1200 преподавателей. Ну пусть 2000. Давайте сделаем для них стипендию, поможем еще чем-то. И вопрос будет решен. И дети будут учить русский язык.

Но не менее важно поддерживать и киргизский язык. Мы должны понимать: независимость Киргизии состоялась. А язык — это основное условие независимости любого государства. Процесс развития государственного языка идет тяжело, и русское население по разным причинам не успевает за ним. Мне сейчас, в 46 лет, тяжело учить киргизский язык, скажу вам честно. Притом что у меня очень серьезная мотивация. А тем, у кого такой мотивации нет? Другое дело, если бы была выстроена система от садика к институту. Никто бы не возражал. Но пока ее нет. Поэтому есть проблемы.

СПРАВКА "МК"

Игорь Витальевич Чудинов — коренной киргизстанец. Родился 21 августа 1961 года в столице Киргизской ССР — городе Фрунзе, ныне Бишкеке. В 1983 году окончил Киргизский государственный университет по специальности математик. После университета работал инженером-программистом на Фрунзенском заводе ЭВМ. После распада СССР ушел в бизнес. На политической арене Киргизии он появился лишь в 2005 году, заняв должность гендиректора “Кыргызгаза”. В феврале 2007 года Игорь Чудинов вошел в правительство: ему предложили пост министра промышленности, энергетики и природных ресурсов КР. После последних парламентских выборов победившая партия “Ак жол” выдвинула его кандидатуру на пост премьера. Кандидатура была поддержана большинством голосов. И 24 декабря прошлого года президент Курманбек Бакиев подписал указ о его назначении.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру