Генетик заменил господа бога

Синтезировать живое существо — вот цель, которую поставил перед собой американский биолог Крейг Вентер

На днях он объявил об успешном продвижении своей работы по созданию искусственной бактерии, которая один в один повторяла бы живую. Вентер завершил работу по синтезированию ее генома.

Журнал Science сообщил, что команде Вентера полностью удалось синтезировать генетический код паразитической бактерии Mycoplasma genitalium длиной около 600 тысяч пар оснований (части ДНК). Этот вид, обитающий в половых органах человека, отличается чуть ли не самым маленьким геномом.

И тем не менее первые попытки создать искусственные цепи его ДНК оканчивались неудачей — по достижении длины около 500 тысяч оснований цепь становилась нестабильной и обрывалась. Исследователи из команды Вентера использовали другой подход. Они химически синтезировали небольшие участки ДНК длиной пять-семь тысяч оснований. Такие короткие отрезки потом соединяли в блоки, что и позволило в дальнейшем клонировать полную последовательность генома M. genitalium.

Чтобы проверить свое “изобретение” в действии, ученый намерен в ближайшее время поместить синтезированный геном в живую бактериальную клетку вместо родного. Тогда выяснится, будет ли организм полноценно функционировать и размножаться с “протезированным” геномом.

Комментирует доктор биологических наук, профессор Института молекулярной биологии им. Энгельгардта РАН Николай ЧУРИКОВ:

— В российских институтах пытаются собирать геном, но пока дошли лишь до “склеивания” всего 20 тысяч пар оснований. А тут 600 тысяч — это очень хороший результат. Однако надо понимать, что до создания целого синтетического организма Вентеру еще очень далеко. Ведь для этого геном надо было бы поместить в так называемое эпигеномное окружение (то есть вживить в организм). Однако если на данном этапе будет разработана система замены гигантских блоков ДНК синтетическими, то в будущем это может существенно расширить возможности генной терапии. То есть мы сможем с легкостью синтезировать нужный фрагмент генома и вставлять его вместо пораженного.