Откуда крещение — оттуда и возрождение

Накануне церковных торжеств

Сегодня Украинская православная церковь — наиболее весомая часть Русской православной церкви. И не только по количеству епископата и приходов. Есть свой Синод и Отдел внешних церковных связей. Церковь крепнет и развивается стремительно, хотя епископам и пастырям приходится вот уже 15 лет вести трудную борьбу с раскольниками, которые также называют себя православными. В этом году УПЦ готовится отметить 1020-летие Крещения Руси. О жизни УПЦ рассказывает секретарь ее главы, митрополита Владимира (Сабодана), епископ Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко).

— Возможен ли диалог УПЦ с так называемыми украинскими автокефальными церквями?

— Полнота канонической Украинской православной церкви всегда глубоко сожалела о разладе церковной жизни.

Обеспокоенная ненормальным положением, противоречащим евангельскому принципу “сохранять единство духа в союзе мира”, УПЦ всегда стояла и стоит за исцеление раскола и ликвидацию его последствий. В декабре 1992 года на заседании Украинского священного синода блаженнейший митрополит Владимир предложил провести богословский диалог между представителями УПЦ—КП, чтобы преодолеть церковный раскол на Украине. Священный синод выразил тогда надежду, что и УПЦ—КП со своей стороны проявит добрую волю. Синод счел возможным немедленное начало проведения такого диалога при следующих условиях:

1. Прекращение насилия со стороны приверженцев Украинской православной церкви — Киевского патриархата.

2. Возвращение Украинской православной церкви захваченных храмов и епархиальных центров.

3. Невмешательство центральной и местной власти, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви.

4. Переговоры должны проходить без участия бывшего митрополита Филарета (Денисенко).

Основное — невозможность участия в диалоге бывшего “митрополита” Филарета. Поскольку он совершил раскол, а ныне отлучен от Церкви за его усугубление. Ведь “автокефальная” раскольничья деятельность бывшего киевского митрополита стала возможной исключительно благодаря поддержке госвласти, с которой он привык “дружить” еще с советских времен.

— Складывается впечатление, что, кроме юрисдикционной принадлежности, никаких различий между Украинской православной церковью и раскольническими группами нет. В чем же существенное различие? И возможно ли объединение?

— Раскольнические группы на Украине, называющие себя православными церквями, мировым православием не признаются. Они искусственно созданы при помощи светской власти. Сегодня это лишь группы светских людей в священническом облачении. Они отступили от канонических норм, которые делают собрание верующих православной Церковью. Она своим началом имеет Господа Иисуса Христа, а не политическую волю гослидера. Эти организации лишены законной иерархической структуры и апостольской преемственности. Возможно ли объединение с ними?

И все же УПЦ вырабатывает механизмы восстановления единства украинского православия. Под “восстановлением единства” мы понимаем возвращение тех, кто отпал от церковного единства. Мы ждем от них покаяния и возвращения в спасительное лоно УПЦ.

— Каково ваше личное отношение к представителям УПЦ и Киевского патриархата?

— Мы смотрим на них не как на врагов, а как на заблудших братьев, которым необходимо помочь вернуться в лоно Святой Вселенской православной Церкви.

— Какие перспективы у их “иерархов” в случае возвращения в лоно канонической Церкви?

— Иерархия и духовенство этих религиозных групп при возвращении в лоно апостольской Церкви должны быть отстранены от церковных должностей. Церковь-мать может принять их в “сущем сане”, то есть такими, которыми они были до ухода в раскол.

— Намечаются ли изменения в отношениях с УПЦ—КП?

— Будущее украинского православия зависит не столько от позиции УПЦ, ее священноначалия, сколько от осознания трагичности своего положения теми, кто сегодня находится вне спасительной ограды матери Церкви. Осознание постепенно приходит. Проходит спесь и националистический надрыв “революционных” 90-х годов. Меняется поколение. Приходит осознание необходимости цивилизовано решать проблемы, переступив через обиды и амбиции.
В конце прошлого года блаженнейший митрополит Владимир принял ректора Киевской православной богословской академии Димитрия (Рудюка) по его просьбе. Ректор — значимый и умеренный, трезво смотрящий в будущее деятель УПЦ—КП. По мнению некоторых обозревателей, эта встреча может стать началом диалога.

Диалог между УПЦ и представителями автокефального движения не только возможен, но и необходим. Однако он возможен при условии невмешательства в церковную жизнь политических сил. И не только украинских. Чем этого вмешательства меньше, чем меньше обещаний и угроз “сверху”, тем больше взаимопонимания.

— Вопрос о даровании УПЦ автокефалии поднимается на церковных Соборах РПЦ и УПЦ уже более 20 лет. Каково положение дел сегодня?

— Ответит на него, согласно Соборному определению 1992 года, Поместный собор Русской православной церкви. Мнения по этому поводу среди верующих Украинской православной церкви различные. Однако, несмотря на различие как в этом вопросе, так и в политических предпочтениях, все они дети одной Церкви. Что касается Архиерейских соборов УПЦ, то они высказались по этому поводу давно. Сегодня этот вопрос на повестке дня не стоит. Есть более важные текущие вопросы, которые не терпят отлагательств. Жизнь открывает новые горизонты деятельности. Зачем толочь воду в ступе?

— Непонятным является шквал обвинений в адрес епископата УПЦ и лично вас в тайном и скорейшем желании провозгласить автокефалию.

— А о чем бы маргиналы еще говорили? Когда наступает кризис жанра, темы исчерпаны, а пиара хочется, раздувают проблемы. Эти горе-защитники церковного единства сеют смуту и раскол в среде простых верующих, которые по своей наивности верят им. Ладно бы они, как Дон Кихот, верили в те ветряные мельницы, с которыми воюют. Но они-то прекрасно знают, что мельница — это мельница, а не какой-то “дракон автокефалии”.

—Какой видится роль УПЦ в возрождении Украины?

— Объединяя свой народ в единое Христово стадо, объединяя Украину своим святительским омофором, предстоятель нашей Церкви неустанно посещает епархии. Бывает, что мы, молодые, валимся с ног, а он, несмотря на возраст, все время с паствой, в богослужении. Церковь возрастает количественно и качественно. Сегодня она насчитывает 42 епархии и 57 архиереев, 13 из которых были рукоположены только за последний год. Одиннадцать тысяч приходов опекают девять тысяч священнослужителей. В 173 монастырях несут монашеский подвиг около 5000 монахов и монахинь. Действуют около 5000 воскресных школ для детей и взрослых. Церковь развивает издательскую и просветительскую деятельность.

Радостным событием в этом году стало выделение в Киеве земельного участка под строительство Свято-Воскресенского кафедрального собора и духовно-просветительского центра Украинской православной церкви. Уже освящено место под его строительство и заложен первый камень. Призываем всех желающих вложить и свою лепту в его строительство. Украина всегда была сильна верою православною. Мы прекрасно понимаем, что без православия, которое явилось тысячу лет назад культурологическим и государствообразующим фактором, невозможно полноценное возрождение и развитие Украины. Хорошо, если бы это осознали и политики. Народная мудрость говорит: “Без Бога — не до порога”.

Москва—Киев.

СПРАВКА "МК"

Сегодня на Украине кроме Украинской православной церкви Московского патриархата действуют несколько раскольничьих группировок. Наиболее крупная из них — УПЦ Киевского патриархата, возглавляемая “патриархом” Филаретом (Денисенко). В ней около 3000 приходов. Есть еще Украинская автокефальная церковь, во главе которой стоит “митрополит” Василий (Боднарчук). В ней около 600 приходов. Кроме этих “группировок” на Украине существует Греко-католическая церковь, возглавляемая кардиналом Любомиром Гузаром. Она подчиняется Ватикану. В ней около 4 тысяч общин. 86 монастырей и 13 духовных учебных заведений.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру