Смотрим в лигу — видим фигу

Что, для кого и зачем открывают в нашем хоккее

“Господа чиновники, какая разница, как что будет названо! Оставьте в покое все названия, не в них дело. Нужна реформа — ради бога, ну оглянитесь на регионы, где нет нефтяных скважин, а хоккей хочет развиваться. Не душите умопомрачительными и неземными требованиями хоккей в глубинках. Дайте шанс любой команде, которая внесет взнос (в разумных пределах), пробиваться в элитные дивизионы страны. К черту аналог НХЛ, мы в России живем, и строить хоккей следует, оглядываясь на российские реалии. Не убивайте деньгами спортивные принципы, ведь это все-таки СПОРТ. А то скоро останется бодание между собой денежных мешков, что приведет к соревнованиям капитала, а не хоккейных команд, что в российской действительности приведет к распространению договорных матчей. Вот и думайте потом о сборной. А СССР в свое время, не перенимая опыт НХЛ, дрючил всех на мировой арене... Кому, как не Третьяку с Фетисовым, об этом помнить?”

Такой вот крик души болельщика можно прочитать на интернет-сайте Федерации хоккея России под темой, посвященной новой открытой лиге, которую вроде как намереваются запустить со следующего сезона, но с которой по-прежнему далеко не все понятно даже функционерам и тренерам — что уж тут о простом народе говорить!

Впрочем, эта тема номер один в списке самых обсуждаемых в нашем хоккее. Так действительно ли командам из глубинки стоит бояться перемен? Шаг ли это вперед или попытка крупных корпораций, которые позиционируют себя в качестве спонсоров новой лиги, “приватизировать” российский хоккей? В этом попытался разобраться “МК”.

Плюсы и минусы открытой хоккейной лиги

Непривычное словосочетание “открытая российская хоккейная лига” вот уже полгода как будоражит умы болельщиков и специалистов. Так что же это за проект? Перспективы на первый взгляд рисуются самые радужные: тут вам и отдельный хоккейный телеканал, транслирующий матчи чемпионата, и приглашение ведущих чешских, финских и шведских команд, не говоря уже о клубах ближнего зарубежья… Плюс — обещания довольно быстро выйти на самоокупаемость и даже получать прибыль, что, наверное, не может оставить равнодушным ни одного клубного босса. Подразумевается также, что у открытой российской хоккейной лиги появятся и силы вести диалог со слишком уж самодостаточной заокеанской Национальной хоккейной лигой. Последнее многие приводят вообще в качестве главного  аргумента.

 

Опять эта НХЛ!

Да, из-за отсутствия у России контракта с НХЛ в последние годы наши парни, перелетающие на постоянное место работы через Атлантический океан, не приносят в клубную казну ни цента. Те крохи с барского стола, что предлагают нам североамериканские хоккейные бонзы, не вызывают у боссов наших команд ничего, кроме улыбки. Как бороться в таком случае с НХЛ? Да никак! Там, за океаном, собраны сильнейшие игроки со всей планеты. Именно там крутятся сумасшедшие деньги, о которых родители молодых хоккеистов начинают думать, отдавая свое чадо в секцию. Выход один: не можешь победить НХЛ — стань ей! Что, видимо, и хотят сделать в ОРХЛ…

К слову заметить, проблемы возникают не только у российской, как принято считать, стороны, но и у американцев. Да, мы, отказавшись подписывать соглашение на условиях НХЛ, не получаем компенсации за своих игроков. Но и клубы НХЛ сталкиваются с ситуациями, когда понимают, что с русскими игроками лучше не связываться. Простой пример: допустим, “Детройт” драфтует молодого российского игрока и в течение двух лет обязан заключить с ним контракт. Но юный хоккеист довольно уютно чувствует себя, скажем, в Омске, где помимо статуса “звезды” имеет приличную зарплату. Подписать контракт с ним не так-то просто: одно дело — предложить многомиллионный договор Овечкину, другое — заманить к себе игрока на меньшую зарплату.
Но ведь все это время менеджеры условного российского клуба не сидят сложа руки, а элементарно давят на игрока и его родителей, отговаривая от переезда в Америку. Два года прошли, контракта у задрафтованного игрока с клубом НХЛ нет — и последний просто теряет права на перспективного хоккеиста, который получает статус свободного агента и может уже сам выбирать себе команду. Значит, клуб, задрафтовавший его, зря потратил свой выбор на драфте. Именно этими соображениями и вызван столь сенсационно низкий номер драфта (17-й) самого яркого форварда нашей молодежки Алексея Черепановя...

Для кого мы открываем лигу?

В общем, сама идея создания сильной лиги витала давно и, несомненно, имеет право на жизнь. Сначала Вячеслав Фетисов вынашивал проект создания евроазиатской хоккейной лиги, на смену ей теперь пришла открытая лига... Только стоило шумихе вокруг новой лиги поутихнуть, а эмоциям сойти на нет, как оказалось, что финны со шведами и даже немцы со швейцарцами не очень-то стремятся присоединиться к нашему чемпионату. Так для кого новая лига должна стать открытой? Для белорусов и казахов? Но стоило ли, простите, из-за них огород городить?

Откуда возьмутся “золотые реки” и “серебряные берега” — тоже до конца непонятно. Вот и президент ФХР Владислав Третьяк уже не столь оптимистичен в своих высказываниях, как полгода назад, когда уверял, что если даже часть задуманного будет воплощена в жизнь, то это станет грандиозным прорывом для нашего хоккея. Да и цена за входной билет в открытую лигу (миллион долларов) явно настораживает хозяев команд. За что платить-то? Кстати, и существует пока новая лига только в мечтах — никакими регламентирующими документами ее право на жизнь до сих пор не подтверждено. Вроде как будет 20 команд. Вроде как их разобьют на два дивизиона: западный и восточный. А может, и на четыре. Пока только слова…

Клубы или ФХР?

Ну допустим, чемпионат 2008/2009 пройдет под эгидой новой лиги. И вот тут мы подходим к самому важному вопросу: кто будет проводить турнир? По регламентирующим документам чемпионат проводит Федерация хоккея России. И на первом совещании по этому поводу “в верхах”, где присутствовали и представители ФХР, и люди из компании — потенциального спонсора ОРХЛ, было четко сказано: лига принимает форму закрытого акционерного общества, а блокирующий пакет будет у ФХР. Все красиво: газовики дают деньги, федерация тратит их на благо российского хоккея…

Вот только позже решили сменить форму собственности, перейдя от ЗАО к некоммерческому партнерству. А это сводит на нет влияние ФХР при принятии решений, ограничивая возможности Федерации одним-единственным голосом, как и всем членам некоммерческого партнерства. Получается, что Третьяка отодвигают в сторону. Клубы, мол, сами разберутся, как им жить, а ФХР пусть проблемами сборной занимается!

Быть может, клубы действительно могут сами рулить процессом, только цель их сведется (и это нормально) к отстаиванию интересов собственных, а не всего российского хоккея. Вот и представьте, как проголосует вышеупомянутое некоммерческое партнерство, коснись дело, скажем, количества легионеров или выделения “окон” для сборной. Так что, думается, лига нужна, вот только ее отношения с ФХР надо строить по примеру Российского футбольного союза и Российской футбольной премьер-лиги, где РФПЛ проводит чемпионат страны, но стратегические, программные решения принимает РФС.

Деньги


Еще один не менее важный вопрос: почему деньги решили вкладывать именно в новую лигу, а не в суперлигу, сделавшую за последние годы ощутимый качественный скачок вперед? Зачем ломать построенное, когда можно работать на укрепление позиций? Ведь на самом деле здравомыслящие люди понимают, что проблемы российского хоккея уходят корнями в детско-юношеский спорт. Вот посмотрите: после 18 лет ребятам, не подписавшим профессиональные контракты, просто негде играть, в то время как в Америке студенческие лиги и по популярности, и по уровню организации готовы поспорить со взрослыми.
Приход большого бизнеса тоже немного пугает. А что будет, если сменится руководство той же газовой компании-спонсора, которое приоритетным направлением решит сделать не хоккей, а бадминтон или дзюдо? Да и кто все эти люди, стоящие за миллионами долларов? Насколько хорошо они разбираются собственно в игре? Пока на контакт с ФХР, где президент Третьяк собрал приличную команду профессионалов, они идут неохотно…

Тем временем…

Похоже, первый шаг к созданию новой лиги вчера был сделан.
В здании Олимпийского комитета России состоялось заседание, на котором помимо представителей клубов присутствовали президент ФХР Владислав Третьяк и глава “Газпромэкспорта” Александр Медведев, которые подписали договор о сотрудничестве.

Александр МЕДВЕДЕВ: “Вокруг проекта новой лиги много слухов и домыслов. Мы полностью согласовали взаимодействие рабочей комиссии и ФХР. В списке было 29 пунктов, и практически по всем мы пришли к взаимопониманию. У нас нет разногласий ни по одному ключевому вопросу, относящемуся не только к деятельности самой лиги, но и развитию хоккея в целом. До 16 марта надо представить большой объем документов... При этом хочу подчеркнуть, что ФХР станет соучредителем некоммерческого партнерства, которое и будет заниматься спортивными вопросами. Степень готовности оценивается в 90 процентов, так что у нас есть время. После этого клубы должны будут подтвердить свое участие в соревнованиях лиги. Что касается названия, то самым предпочтительным на сегодня представляется “континентальная хоккейная лига”. До конца российского плей-офф и наши и зарубежные клубы (а мы надеемся, что команды из Западной Европы присоединятся к нам уже в следующем сезоне) должны дать ответ: соответствуют ли они требованиям лиги и по инфраструктуре, и по финансам. Сразу хочу сказать, что у нас будет определяться чемпион России. Если иностранная команда сможет выиграть первенство, то именно она и получит кубок, и золотые медали. В лиге установлен потолок зарплат, который будет жестко соблюдаться и составит примерно 15 млн. долларов на команду плюс еще 7 миллионов, которые можно потратить только на зарплату не более чем четырех так называемых звездных игроков”.

Владислав ТРЕТЬЯК: “Исполком ФХР две недели назад обратился в оргкомитет новой лиги с предложением работать над этим направлением совместно — и в результате мы подписали договор о сотрудничестве, который начинает действовать с сегодняшнего дня. Новая лига должна представить документы по регламенту, календарю, договору. Договорились, что работать будем вместе, а ФХР делегирует двух своих представителей, которые войдут в рабочую группу”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру