Жизнь из окна самолета

В истории авиакомпании отразилась история всей России

7 февраля 2008 в 15:36, просмотров: 1276

В бурной истории нашей страны менялось многое. Была у нее “голова” — Советы народных депутатов.

Сейчас ее функции худо-бедно исполняет Госдума. Была “ум, честь и совесть” — КПСС. На данный момент место остается вакантным…

Но некоторые вещи были и остаются неизменными. “Сердце России”, как и прежде, — Москва, а “крылья Родины” — “Аэрофлот”. И уж под этими крыльями живется уютно и надежно. Свидетельство тому — история “Аэрофлота”, в которой, как в зеркале, отразились перипетии жизни России XX и XXI веков.

В справедливости этого утверждения может легко убедиться любой скептик, если посетит выставку “История в плакатах Аэрофлота”. Она проходит с 7 по 24 февраля  в Музее современной истории (бывш. Музей революции), на Тверской. Некоторые из них вы можете увидеть, перелистнув газетную страницу.

Ну а всего на выставке — 60 плакатов. Они отражают историю авиации с 1910 года, дают понять, как любые изменения в стране влияли на развитие воздушного флота. Но был и обратный процесс — события в “небесной России” оставляли свой отпечаток в “России земной”. Порой самым изысканным образом.

Взять, например, один из символов нашего нынешнего государства — здание Правительства России на Краснопресненской набережной. Какое оно может иметь отношение к “Аэрофлоту”? Оказывается, самое непосредственное. Еще в 1934 году архитектор Дмитрий Чечулин выполнил проект главного административного здания “Аэрофлота” (см. фото). По замыслу автора, шестнадцатиэтажный дворец должен был располагаться напротив Белорусского вокзала. Здание так и не было построено, но основную идею архитектор не забыл и через десятилетия использовал при проектировании Белого дома.

А вот пример жесткой связки “история страны — история “Аэрофлота”. В 1960 году в Москве был открыт Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. А в результате курс учебы прошли аэрофлотовские летчики. Они успешно освоили воздушное пространство Африки.

— Я Африку знал даже лучше, чем Советский Союз, — вспоминает ветеран “Аэрофлота”, заслуженный пилот СССР Петр Георгиевич Хмельницкий. — Студентов возили из Центрально-Африканской Республики, из Кении, из Зимбабве — отовсюду. Потом везли обратно, на каникулы, потом снова на учебу. Налетали над Африкой сотни километров, “отметились” в десятках аэропортов.

И такие факты можно найти в любых временах. Пробежимся же по истории страны (=истории “Аэрофлота”) в хронологическом порядке.

20-е годы. Молодая и энергичная Страна Советов уверенно глядит в небеса. И заставляет смотреть в них все население страны. Предшественник “Аэрофлота”, акционерное общество “Добролет”, активно продает акции согражданам. Каждый мог стать совладельцем компании. Нэп, что и говорить. Но и об интересах мировой революции забыто не было. Их было призвано отстаивать, в частности, Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Помните фразу “наш ответ Чемберлену”? Она осталась в истории языка как нарицательная, ее используют, не задумываясь о первоначальном значении. А между тем “Наш ответ Чемберлену” — это название воздушной эскадрильи, строившейся на средства Осоавиахима. А лорд Чемберлен — глава английского МИДа, позволивший себе выпады в адрес СССР.

В 30-е годы авиация стала символом успехов большевистского государства. Авиапарады в Тушине, перелет в Америку через Северный полюс Чкалова, Байдукова и Белякова, гигантский агитсамолет “Максим Горький”. Но была и обратная сторона энтузиазма — репрессии тоже не обошли стороной авиацию. Арестованы Туполев, Королев, Мясищев, Александров.

В войну весь “Аэрофлот” передан в распоряжение наркомата обороны. В августе 1941-го из летчиков “Аэрофлота” была сформирована 81-я дивизия дальнебомбардировочной авиации. В войну летчики перегоняли через Аляску и Сибирь самолеты по ленд-лизу, обеспечивали оружием партизанские отряды. Но тогда появились и новые гражданские линии. Например, Москва—Тегеран. По ней летали дипломаты и военные специалисты, а в 1943-м  на конференцию прибыл  Сталин.

“Холодная война” 50-х выразилась и в работах по созданию реактивных самолетов. Каждая из противоборствующих сторон хотела быть первой — дело чести! Но реактивные самолеты были не только военные, но и гражданские. И первым в мире реактивным самолетом, который работал на регулярных рейсах, стал наш “Ту-104”. В сентябре 1956 года лайнер вылетел из Москвы в Иркутск.

Потом наступила первая робкая разрядка. Никита Сергеевич Хрущев приехал после визита из США не только с планами по внедрению в сельское хозяйство кукурузы, но и с идеей маяка-мигалки, которые сейчас устанавливаются на все самолеты. По воспоминаниям очевидцев, Хрущеву очень понравились многочисленные красные вспышки на летном поле вашингтонского аэропорта.

Первый перелет самолета “Ил-62” из Москвы в Нью-Йорк свершился в 1968 году. Машины вели лучшие летчики, стюардесс же набирали из “девичьей элиты” — выпускниц ведущих языковых вузов. Первым рейсом в Нью-Йорк летели приглашенные американские корреспонденты. Одного из них очень возбудила красота стюардесс. Он, естественно, расслабился и спросил одну из них: “Какая у вас красивая форма, разрезы на юбках. Просто замечательно. Куда ведет этот разрез?” А стюардесса ему ответила: “Как куда? В космос”. Корреспондент не унялся и задал вопрос: “А нельзя ли запустить спутник?” Наша бортпроводница ему в ответ: “Конечно, можно, но только американский спутник слишком мал и быстро падает. Я знаю, как они у вас сгорают в атмосфере”.

Это не анекдот, кстати. Свидетельство бывшего генпредставителя “Аэрофлота” в США Владимира Саморукова.

Американского корреспондента очень поразило, до чего находчивы, культурны и красивы русские девушки.

Американцы к нашим вообще относились неплохо. По воспоминаниям заслуженного работника транспорта России Юрия Грибанова, пилотировавшего “те самые” “Илы”, им в Америке приходилось совершать вынужденные посадки даже на военные аэродромы. И ничего, посадку разрешали. Коллеги из разных стран охотно общались друг с другом. Правда, нашим летчикам приходилось привирать, завышая свою зарплату, — они получали раза в три меньше, чем американские…

70-е годы. Под убаюкивающие речи Леонида Ильича народ все больше занимается своей частной жизнью — влюбляется, переезжает, путешествует. Не случайно одной из главных примет эпохи стал абсолютно неидеологический фильм “Ирония судьбы”. Без участия самолета его представить нельзя. А точнее, трех самолетов. Особо подкованные зрители заметили, что пьяный Лукашин садится на “Ту-134”, спит в салоне “Ил-62”, по прибытии же в Ленинград выходит из “Ту-154”.

1980-й. Московская Олимпиада. Специально под это событие отстроен суперпередовой по тем временам аэропорт “Шереметьево-2”. К прилету гостей готовились загодя. На плакате 1978 года можно увидеть флаги стран — участниц будущей Олимпиады. Некоторые из них объявили Олимпиаде бойкот и после вторжения наших войск в Афганистан на Олимпиаду так и не приехали.

Самым разным образом преломлялись исторические события в истории авиации. В 1985 году вышел антиалкогольный указ. И вскоре появились плакаты, рекламирующие свадебные авиапутешествия, призванные заменить пьянки-гулянки после загса.

1990-е. На вызов времени “Аэрофлот” ответил достойно. Акционировался и стал успешной бизнес-структурой. В начале 1997 года акции “Аэрофлота” начали котироваться в РТС. Вскоре эти ценные бумаги стали одной из голубых фишек, что возможно лишь с акциями крупных, успешных и открытых компаний.
История России, как и история “Аэрофлота”, продолжается.

В подготовке статьи использованы материалы выставки “История в плакатах Аэрофлота”.



Партнеры