Фильменный знак

Известные артисты брали пример с летчиков

7 февраля 2008 в 15:34, просмотров: 673

Самолеты “Аэрофлота” не раз становились героями отечественных фильмов — иногда второстепенными, а порой и главными. Поэтому у кинематографистов есть причины помянуть родной “Аэрофлот” добрым словом.

Мимино стал почетным пилотом

В судьбе комедии Георгия Данелия про летчика Валико “Аэрофлот” сыграл, по словам режиссера, важную роль.

— До сих пор я испытываю бесконечную признательность к нашему пилоту и консультанту Карло, — признался “МК” Георгий Николаевич. — Он первоклассный летчик и виртуоз. Думаю, что Кикабидзе многое у него взял для образа Валико. Когда фильм посмотрели в Министерстве гражданской авиации, нам устроили разбор полетов. Мол, герой часто без галстука в кадре появляется, привязывает вертолет цепью. Требовали фильм запретить. Но летчики “Мимино” одобрили. А тут мы еще на фестивале приз взяли. В результате картину пустили первым экраном, и с подачи пилотов, написавших письмо своему руководству, мне и Вахтангу присвоили звания почетных летчиков.

В Москве устроили Африку

Когда Александр Митта задумал снимать фильм “Экипаж”, очень скоро стало ясно: без помощи Министерства гражданской авиации не обойтись. Работавший директором картины Борис Криштул поведал “МК”:

— Наши сценаристы — Фрид и Дунский — не хотели ошибаться даже в мелочах. Поэтому привлекли к работе Бориса Уриновского, специалиста отдела катастроф при министерстве. Без тогдашнего заместителя министра гражданской авиации Сергея Павлова “Экипажа” вообще не было бы. Как и без командира шереметьевского летного отряда Лугового. То, что наша съемочная группа оказалась в Париже, Риме и Афинах, — во многом их заслуга.

“Аэрофлот” брал нас бесплатно на заграничные рейсы, где мы и отсняли нужные нам эпизоды. Аэропорт “Домодедово”, сыгравший своего африканского “коллегу”, выделил для съемок одну из своих двух взлетных полос, которая в тот момент была на ремонте. За четыре дня до окончания съемок нас попросили освободить территорию. Пришлось нам с Георгием Жженовым дойти до самого министра Бориса Бугаева, бывшего личного пилота Брежнева.

В итоге мы снимали на одной полосе, а на другую принимались авиарейсы. Когда пассажиры при посадке видели, как у нас все горит, и начинали волноваться, стюардессы отшучивались: “Это не у нас горит, а в Африке”. Все время, пока мы снимали, неподалеку стоял одинокий “Ту-114”. Мы выяснили, что он давно списан. Я предложил его спалить в качестве декорации. “Сжигайте”, — ответили мне. Но в день, когда назначили сожжение, лайнер так обильно полили соляркой, что произошло самовозгорание за 40 минут до съемок. Когда Митта приехал на площадку, от самолета остался остов. Митта кричал так, что было слышно в окрестностях “Домодедово”…

Приключения русских пилотов  

В 1972 году Эльдар Рязанов снимал кинокомедию “Невероятные приключения итальянцев в России”. Помните эпизод, когда на проезжую часть садится самолет? В начале 1990-х нам удалось пообщаться с летчиком Иваном Таращаном, который осуществил этот трюк.  

— Рязанов хотел снять эту сцену без комбинированных съемок, — вспоминал Иван Антонович. — В кадре — “Ту-134”. Толщина асфальта взлетно-посадочной полосы для него должна быть не менее 80 сантиметров. Дорог с таким покрытием не существует. Поэтому под шоссе “загримировали” резервную взлетно-посадочную полосу ульяновского аэропорта. Сняли опознавательные знаки, прожектора, нанесли дорожную разметку. В момент посадки самолета за рулем автомобилей на полосе были ребята из местного автоклуба. В кадр, если внимательно смотреть, попали и емкости с авиационным керосином, и полосатые столбы, огораживающие “взлетку”. Городок, который видят зрители, — декорация. Киношники построили фанерные дома на заднем плане, установили светофоры, привезли газетный киоск, телефонную будку и прикатили бочку с квасом.

Кстати, тот самый знаменитый “Ту-134” до сих пор можно увидеть в ульяновском музее гражданской авиации под открытым небом.

По иронии судьбы  

Еще раз “Аэрофлот” пошел навстречу Эльдару Рязанову, когда тот снимал “Иронию судьбы”.

— Руководство аэропорта “Домодедово” на весь день отдало нам борт, — рассказал “МК” Рязанов, — разрешив творить в салоне все, что нам угодно. Так за день мы и сняли сцену, в которой выпивший Лукашин летит в Ленинград. А с недавних пор, когда моим именем самолет назвали, мы с “Аэрофлотом” вроде как родня.

Во время съемок  картины “Ирония судьбы. Продолжение” забавных эпизодов было не меньше, чем в самом фильме (естественно, все они остались за кадром).

— Изначально съемочная группа собиралась снимать салон бизнес-класса, потом решила, что реалистичнее будет в “экономе”, — рассказывает сотрудник департамента общественных связей “Аэрофлота” Вера Абанина. — Мы предоставили экипировку: тележку для посуды, пледы, подушки, бортовой журнал “Аэрофлот”. В эпизоде на борту хотели снимать нашу стюардессу, однако в итоге ее играла профессиональная актриса. Но форма на ней была настоящая — ее дала бортпроводница “Аэрофлота”. Острый момент был, когда на финальном утверждении отснятых с “Аэрофлотом” эпизодов выяснилось: киношники “нарисовали” парящий в небе “Ил-86” — а такого самолета в парке “Аэрофлота” уже нет. Пришлось переделывать, а время поджимало.

Дело в том, что кадры, где самолет летит и приземляется, — компьютерная графика. Киношникам пришлось приезжать в “Шереметьево” и фотографировать для компьютерного моделирования с разных точек “Эрбас-320”. Именно он и “летит” в картине.

Нужно было, чтобы в фильме соблюдалась новая цветовая раскраска “Аэрофлота” (в 2002 году авиакомпания приняла решение о смене корпоративной палитры). В салоне — оранжевые подголовники. У стюардесс — новая форма в русском стиле (ее разрабатывал Дом моды Виктории Андреяновой). Самолеты не белые, а серебристые.

Компьютерщикам пришлось перекрашивать борт и “стирать” шасси у летящего аэробуса. Салон в фильме, разумеется, настоящий. Лукашин (правда, не Женя, а его сын) пьян и падает на “пассажира” Рязанова.

В общем, в жизни главных героев фильма “Ирония судьбы-2” “Аэрофлот”, как и 30 лет назад, снова сыграл важную роль. Поневоле задумаешься: полет самолетом — это не только самый быстрый путь между городами, но и кратчайшая дорога к личному счастью…

Отечественных фильмов про гражданскую авиацию столько, что и целой газеты не хватит, чтобы написать обо всех.

Кроме вышеназванных — картины “Воздушный извозчик”, “Неподсуден”, “Еще раз про любовь”, “Небо. Самолет. Девушка” и многие-многие другие. И все они любимы зрителями.



Партнеры