“Ты — мне, Я — тебе”

Жить и расти лучше без волков

“Государство должно активно содействовать людям в смене профессии, в трудоустройстве или начале собственного бизнеса. И это напрямую зависит от эффективности системы непрерывного обучения и переподготовки кадров, от того, насколько комфортными будут условия для занятия малым бизнесом. Пока им заниматься ну крайне сложно. Мы еще должны будем вернуться к этому. Что делают центральные федеральные органы на местах, на территориях, при поддержке территориальных и местных органов — это просто ужас. До сих пор ведь невозможно месяцами начать собственное дело. В каждое учреждение нужно ходить со взяткой: к пожарным, к санитарам, к гинекологам — к кому только не нужно ходить, ужас какой-то просто!”

Такой вот не самый краткий пассаж из речи президента Путина на расширенном заседании Госсовета в пятницу привлек внимание вашего покорного слуги. Казалось бы, вроде и звучит эта тема не в первый раз, но подобный акцент поставлен действительно впервые. Если раньше президент говорил о препонах, с которыми приходится сталкиваться нашим согражданам еще при регистрации предприятия, то теперь речь зашла о трудностях при реальном открытии собственного дела. О всех бесчисленных визах, справках и согласованиях, необходимых для того, чтобы свое, пусть и малое, дело заработало.

И это не может не радовать. Не наличие препон, естественно, а то, что предметом внимания высшей российской власти стали административные барьеры уже на другом участке. Внимание президента к этой проблеме позволяет надеяться на сдвиг в лучшую сторону и в сфере малого бизнеса.

Хотя, положа руку на сердце, армия предпринимателей в современной России насчитывает уже несколько миллионов человек. И научилась достаточно успешно выживать. Другой вопрос, что до недавних пор этот процесс происходил в полном соответствии с волчье-рыночным принципом “умри ты сегодня, а я — завтра”. Исповедуя который, ни о каком качественном развитии мечтать не стоит, а только лишь о выживании, в лучшем случае — поглощении конкурента.

А развиваться надо. Бизнес так уж устроен, что ручеек, текущий по уже налаженному руслу, со временем лишь иссякает. И даже для того, чтобы поддерживать свое дело на прежнем уровне, необходимо все время прикладывать какие-то усилия. А уж для роста придется тем более изыскивать дополнительные существенные ресурсы. Которые вовсе не обязательно должны быть исключительно финансовыми (в виде кредитов и инвестиций) или технико-технологическими (новая производственная линия с большей производительностью).
Есть еще и человеческий фактор. Причем не только в плане усиления эксплуатации собственных работников или удорожания услуг для потребителей. Как раз наоборот. Есть такое понятие — социальная ответственность. Которая в нашей стране понимается либо как чистой воды благотворительность (от покупок компьютеров в школы до бесплатных обедов), либо как работа в полном соответствии с законодательством. Когда налоги все платятся честно, страховые взносы за работников перечисляются, зарплаты исключительно “белые”. Дескать, вот он я, белый и пушистый. Только вот законопослушность, которая отличает обычного человека от бандита, с социальной ответственностью путать не стоит. В современных условиях ее скорее можно охарактеризовать как не принятую советской идеологией систему отношений-уступок по принципу “ты — мне, я — тебе”.

Последняя к тому же может быть и экономически выгодной. Вот, к примеру, есть у одного моего приятеля знакомый — хозяин магазина. Который для пенсионеров своего района держит цены на самом минимальном пределе. И эта часть покупателей не только сама в первую очередь идет к нему в магазин, обеспечивая значительную часть товарооборота, но и от других членов семьи (для которых цены обычные) требует того же самого. И, что характерно, поскольку в районе очень многие знают, что продукты у него не залеживаются, то и обычных покупателей в магазине больше, чем в среднем по округе.

Или берем другой пример: небольшую текстильную компанию, которая обязалась поставлять в дома малюток всякого рода ползунки практически по себестоимости. Казалось бы, что они выиграли — навара-то почти никакого? А ведь кроме доброго дела, с позиций человеческой морали, эти бизнесмены получили пусть и небольшой, но стабильный заказ. И гарантии своей работы на ближайшее будущее: ведь вопрос о том, что делать хотя бы с частью готовой продукции, для них не стоит.

Мы привыкли, что ставшая модной темой “социальная ответственность” применяется в отношении нефтяных магнатов, металлургических и энергетических гигантов. А между тем она может быть реализована даже на микроуровне малого бизнеса, который гораздо ближе к каждому конкретному человеку. И быть взаимовыгодной, если еще подкрепить ее усилиями местной власти.

Чтобы в конце концов “при любых разногласиях все общественные силы страны должны действовать по простому, но жизненно важному принципу: ничего — в ущерб России и ее гражданам, все — для блага России, для ее национальных интересов, для благополучия и безопасности каждого гражданина в России”.

Это не я, а опять Путин, в пятницу, 8 февраля. Но лично я — за обеими руками! И тогда смысл лозунга “малому бизнесу — пора расти” будет восприниматься не только с банальных позиций укрупнения и наращивания оборотов, но и с точки зрения формирования того самого пресловутого среднего класса, о котором в России в основном пока только говорят, но еще не видят ни основой экономики, ни гражданского общества, ответственного социально априори.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру