И тут выходит зверь, весь в белом!

Никита Овсяников: “Женщинам надо учиться у арктических медведиц”

Образ белоснежного монстра, живущего во льдах, издавна будоражит воображение человека. Первые мифы о загадочном звере из края ледяного безмолвия слагались первопроходцами еще в шестнадцатом веке.

Но и сегодня встреча с местным топтыгиным производит сильное впечатление!

Никита Овсяников, заместитель директора Государственного природного заповедника “Остров Врангель”, работает в Арктике уже 30 лет.

Из них почти два десятка занимается изучением белых медведей и пишет о них книгу.

— Как близко вы соседствуете с белыми медведями?

— На расстоянии от километра до одного метра. Я подолгу живу среди них, и нередко медведь подходит вплотную. Только в прошлом году у меня было больше 350 встреч с разными медведями, и со многими из них — не один раз. Это умный, любопытный и очень тактичный зверь, живущий в ледяных просторах. Чтобы белый медведь напал на человека, которого он в норме панически боится, его надо спровоцировать.

— А точнее?

— Любой темный малоподвижный объект выглядит как добыча: тюлень, морж, шкура кита. Неподвижно сидящего человека медведь тоже может принять за потенциальную жертву. Если ошибется с опознанием объекта, может напасть. Сразу включается программа охотничьего поведения. Был случай, когда мы с оператором Би-би-си Хью Майнардом снимали для сериала “Царство русского медведя”. Сидели на берегу и ждали охоты на моржей. Вдруг Хью трогает меня: “Медведь сзади!” Вижу: крупный самец идет по кромке берега прямо на нас. Он прошел в метре от нас за бочкой и даже не посмотрел, потому что полностью сконцентрировался на моржах.

Ситуация внезапного испуга, когда человек встречает зверя на близкой дистанции, может вызвать защитную агрессию. В таком случае белый медведь способен напасть, ударить и убить. Поэтому всегда надо быть внимательным. Например, нельзя выходить на крыльцо, не осмотревшись и не произведя предупреждающих действий типа громкого стука, чтобы заранее обозначить свое присутствие.

— Значит, слухи об опасности арктического хищника не преувеличены?

— Белый медведь — пугливый, осторожный зверь. Он живет в сложном, напряженном мире и должен обеспечить себе существование без риска. Он с детства учится уважать силу и избегать опасности. У него есть враги: другие медведи, моржи, вооруженные опасными клыками. Знаю два случая, когда молодые медведи гибли от ударов клыков моржа.

Белый медведь представляет угрозу, если теряет естественный страх перед человеком. Если зверя начинают прикармливать, он перестает бояться и становится опасным. Был случай на полярной станции, когда прикормленная медведица зашла на камбуз, а повар стал ее выгонять. Ударом лапы она снесла ему голову. Силища огромная! Нельзя заводить фамильярные отношения с диким хищником. Надо уважать его свободу. Если правильно себя вести, управлять отношениями с белым медведем даже проще, чем с его бурым собратом.

— Выходит, дружбы между белым медведем и человеком быть не может?

— У меня был медведь, который приходил и приглашал меня играть. Кивал головой, выглядывал из-за угла. Но я упорно прогонял его, делая вид, что сейчас поколочу. Пару раз даже стукнул палкой по заднему месту для острастки. Конечно, бывает искушение завести дружбу, но я это жестко в себе давлю, потому что не хочу делать подставу для зверя. Он привыкнет, что меня можно не бояться, потом придет в поселок, а там его застрелят.

— А у вас бывали опасные ситуации?   

— У меня было больше полутора тысяч встреч с медведем на короткой дистанции. Много раз звери делали угрожающие демонстрации — блеф-атаки. Пугали, шипели на меня. Это — разновидность защитной агрессии. В моей практике было всего три случая, когда медведь явно атаковал, чтобы убить. Однажды, когда я снимал на видеокамеру, зверь подошел близко. Я решил убрать камеру и начал отступать. Когда он это увидел, на его лице произошла быстрая смена выражений от невинного интереса до охотничьего азарта. Пришлось воспользоваться перцовым спреем, чтобы остановить медведя.

Долгий опыт общения с этими хищниками убедил меня в том, что они невероятно чутки ко всяким жестам угрозы в их адрес, к любому языку поведения. Поэтому я никогда не иду к зверю, если нахожусь в плохом психологическом состоянии.

— Обычный человек вряд ли столкнется с белым медведем. Но все-таки дайте совет, как себя правильно вести.

— Правила достаточно просты: надо быть внимательным и избегать внезапной встречи. Не подходить близко, держать дистанцию, но все делать так, чтобы зверь не воспринял это как проявление страха. Как говорит мой американский друг, который возит туристов в Арктику: “Если мы видим медведя, сами идем к нему, и тогда он убегает”. Надо вести себя решительно, энергично. Бежать ни в коем случае нельзя. Во всем животном царстве бегство — сигнал слабости, трусости.

— Вы были когда-нибудь очевидцем нападения белого медведя на человека?

— Своими глазами не видел. Я бы не допустил. Несчастные случаи происходят, как правило, из-за грубого нарушения техники безопасности. Одна маргинальная особа фактически спровоцировала нападение и поплатилась жизнью. Была осень, в поселок заходили голодные медведи. А женщина отправилась за дровами. Ночью, в темноте, без фонаря, никого не предупредив. Сделала три ходки, а на четвертой встретила взрослую медведицу. Бросила дрова, запаниковала. Зверь напал. Мы потом восстанавливали детали драмы по следам.

— А дружба между белыми медведями бывает?

— Этот зверь — не одиночка, он высокосоциальный хищник. Например, совместное использование добычи — не редкость для медведей. Удачливый охотник очень терпим, он не препятствует другим косолапым есть тушу добытого моржа. А львы, например, могут разделить трапезу только с родственниками из своего прайда.

— Белые медведи образуют семьи?

— Только на период нежного ухаживания. Но я всегда говорю: если женщины хотят быть хорошими матерями, им надо учиться у белых медведиц. Они заботливые, внимательные и строгие. Иначе нельзя — потомство не выживет. Самки, которые готовятся к родам, ложатся в берлогу. Медвежата рождаются совсем маленькими, весом около 600 граммов. В выводке обычно два медвежонка. Когда они немного подрастут, мать открывает берлогу, и в течение двух недель малыши адаптируются к новой жизни. В следующую полярную ночь — охотничий сезон — они будут вместе охотиться во льдах. 

— К вам хищные соседи заглядывали на огонек?

— Бывало, по восемь медведей подходили к дому одновременно, некоторые поднимались на крыльцо. Я только в сени иногда разрешал зверю войти. Дверь в комнату всегда закрыта. У меня это называлось чаепитие с медведями. Они заходят и топчутся в сенях. Услышав меня, убегают.

Меня больше поражала не наглость и сила, а, наоборот, деликатность этого зверя. Обнюхивают стекло, но напролом не лезут. Когда я пек хлеб, подходил мишка, прижимался ноздрей к щели и вдыхал запах. У меня был только один случай, когда косолапый гость выдавил стекло носом. А другой зверь приходил, когтем отодвигал шпингалет и открывал ставень. Пришлось ставить фиксатор, тогда он не смог решить эту задачу. Как-то в голодный год пришли два зверя, которые вели себя грубее: один выбил дверь, другой сорвал ставень. Пришлось чинить. 

— А глобальное потепление на медведях отражается?

— Очень негативно. Медведи идеально приспособлены к жизни на дрейфующем льду. Там живет основной объект охоты — тюлень. А на берегу корма недостаточно. Лед отступает, и медведи теряют значительную часть лучших мест обитания, вынуждены подолгу жить на суше. Они хорошо плавают, но не могут долго находиться в открытом море, тем более в шторм. Когда белого медведя льдиной выносит в открытый океан, ему приходится плыть десятки, а то и сотни километров до берега.

— Значит, этот зверь на грани исчезновения?

— В его эволюционной истории уже были периоды потепления, но вид оставался. В конце концов, на берегу есть и другие источники корма — падаль, олени, моржи, которых море выбрасывает. Так что этот период уникален не тем, что лед в море исчезает. Белый медведь выживет и на суше. Но в середине прошлого века всего за три десятилетия на грань исчезновения его столкнули люди. На этого зверя охотились всегда, но он попал в зону риска, когда в Арктику проник трофейный охотник, вооруженный нарезным оружием. Медведя преследовали на моторных шхунах, били с воздуха. Еще в 37-м году в СССР был издан приказ, запрещающий расстреливать белых медведей с борта судов, а в 56–м последовал полный запрет на охоту, который действует до сих пор. К примеру, Норвегия приняла меры по защите белого медведя только в 73-м. Наша актуальная проблема — очень высокий уровень браконьерства. В определенных малокультурных кругах шкура белого медведя считается понтовым дополнением к интерьеру. На черном рынке она стоит несколько тысяч долларов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру