О национальной годности великороссов

“МК” выяснил, легко ли сделать карьеру в иностранной компании

14 февраля 2008 в 17:37, просмотров: 173

Еще несколько лет назад работа в крупной иностранной компании, осевшей в России, стояла на втором месте после абсолютного фаворита — работы непосредственно на самом Западе. “Мой-то в инофирму устроился, баксами зарплату платят” — такая гордо произнесенная фраза на дружеском застолье или вечеринке была критерием успеха: жизнь состоялась. Однако сначала в историю ушли “малиновые пиджаки”, а затем потускнела и  привлекательность подобного трудоустройства. И стали звучать совсем другие разговоры.

“Иксплутаторы-зомбировщики”?

— Ты представляешь? Друган устроился в инофирму. Там такие порядки! — возмущался недавно приятель.

— Что, наверное, работать заставляют?

— А ты не иронизируй. Во-первых, приходить надо раньше на 20 минут. И не дай бог опоздать — сразу штраф. А пришел — становись в вестибюле перед началом рабочего дня, листочек в зубы — и вперед с песнями. В натуре с песнями: надо гимн компании хором исполнять.

— Это что, — вступил в разговор другой, — я сам был вынужден уволиться из одной конторы эспэшной. Потому как там от меня требовали бороду сбрить. Я как ни доказывал, что на производительность труда не влияет, они ни в какую.

И тут остальных словно прорвало. Не меньше часа довелось выслушивать, как наших иностранцы-работодатели мало того что эксплуатируют, так еще и зомбируют. И речь не только о пении гимнов. А и об обязательном посещении корпоративных вечеринок, где надо веселиться как оглашенному. О различного рода коучингах (тренировках) и просто ежедневных тренингах. О том, как вывозят по выходным в лес, где заставляют играть в дурацкие ролевые игры: так называемый тимбилдинг (“построение команды”).

А некоторые “басурмане” и того хлеще. Так, один из японских предпринимателей, прочно обосновавшихся в России со своей фирмой, как мне рассказали, считает, что ничто так не поднимает корпоративный дух среди работников, как коллективное мытье туалетов. Чем коллектив регулярно и занимается. Хорошо хоть без исполнения гимна компании. Вот ведь как идеологию подвел, чтобы на уборщице сэкономить!

На фоне всего вышеперечисленного оставалось благодарить бога за свою работу и жалеть несчастных, которые, словно мухи в паутину, попались в жадные щупальца “забугорных эксплуататоров”.

— Да что ты сомневаешься, — убеждали меня почти все знакомые, с которыми я поднимал эту тему. — Ты посмотри на статистику, на данные социологов.

Статистики найти не удалось, а вот социологи действительно заставили призадуматься.

СПРАВКА "МК"

По данным ВЦИОМ, 91,7% соотечественников никогда не работали в компаниях, принадлежащих собственникам-иностранцам и ими же управляемых. Работало в прошлом 5,2%, а трудятся ныне 2,7% из числа опрошенных. По результатам недавно проведенных опросов, при равных условиях труда 69,1% наших сограждан выбрали бы российскую компанию, и лишь 21,1% — иностранную. Причем жители Москвы и Санкт-Петербурга, более искушенные в данном вопросе, среди “патриотов” встречаются гораздо чаще.

Может, и в самом деле здесь, под боком, расцветает настоящее новое рабовладение? Или все немного иначе? Что думают об этом найденные “МК” “жертвы иностранных драконов”?

Дядя Сэм хорош всем


Игорь, в прошлом сотрудник американской компании:

— Основной признак американских компаний — это внешняя демократичность, все предельно вежливы и улыбаются друг другу. Отдыхали мы в одной комнате отдыха, вместе ездили на пикники. Помогали друг другу. Общались друг с другом на “ты” и обращались по имени ко всем — от обычного младшего менеджера до директора. Зарплата платилась “в белую” и всегда вовремя. Что касается карьерного роста, лучше американцев не найти. За пять лет можно вырасти от рядового сотрудника до старшего менеджера.
Однако есть и подводные камни, которые могут этому помешать. Например, для американцев важным показателем отношения к работе является готовность выполнять поручения, не входящие в круг прямых обязанностей. И вот здесь надо не поддаться искушению и не выказать сверх должного рвения. Правила внутреннего распорядка строго подчинены закону экономии ресурсов и времени, однако, конечно, в разумных пределах. Руководство не радовал приход сотрудников на работу раньше времени — ведь за это им надо доплачивать. Зато опоздания наказывались. Но опять же без драконовщины. Дело ограничивалось выговором или лишением премии.

Была, правда, одна вещь, от которой меня просто выворачивало, ну а потом привык. Повсюду стояли маленькие ящички для записочек, с подписью или анонимных, в которых можно было рассказать руководству все, что ты думаешь о работе, о коллегах и так далее. Если в целом, считаю свой опыт положительным, мне  пригодились впоследствии навыки, приобретенные у них, особенно умение планировать рабочее время.

Шведов любим не только за АВВА

Юлия, сотрудница шведской компании:

— Поначалу, конечно, было непросто, поскольку весь руководящий состав — иностранцы. Хотя остальной коллектив — русские. Но нравится общаться со всеми коллегами, даже завела здесь множество друзей. Кстати, здесь же познакомилась со своим будущим мужем. Насчет соблюдения КЗоТа — полный порядок, компания свято блюдет все нормы трудового законодательства и относится по-человечески к своим сотрудникам. Например, я дважды уходила в декретный отпуск и возвращалась примерно на ту же позицию и ту же зарплату. После работы на российском предприятии такое с трудом укладывается в голове. Особых проблем с начальством никогда не было. На начальников не обижаюсь: что, собственно, с них взять? Они не понимают толком русских и русскую жизнь. Отсюда конфликты не так остро воспринимаются.

В том, что касается “нормочасов”, то эксплуатируют очень серьезно, что говорить. Однако и платят соответственно. Создают все условия, вводят дополнительную оплату, всячески пытаются компенсировать издержки. Психологический микроклимат вполне благоприятный. Шведы отдают себе отчет, что Москва по сути та же Европа, и относятся к нам как к европейцам. Считаю, мне здорово повезло с работой. Российские бизнесмены в смысле маркетинга и организации бизнеса только начинают.

Самурай есть самурай

Алексей, бывший сотрудник японской компании:

— Не знаю, как у других, но у меня сразу после трудоустройства возникло ощущение, будто я стал частью огромного, четко работающего механизма. Поведение сотрудников расписано до мелочей. В правилах был даже прописан запрет на, цитирую, “некорректное обращение с коллегами”. Опоздание, даже на минуту, считалось жесточайшей провинностью. Но, как ни странно, несмотря на строгую дисциплину, в фирме не было системы прямых наказаний. О нерадивом сотруднике просто складывалось неблагоприятное мнение, которое в дальнейшем могло отразиться на его зарплате.

Чего, конечно, не отнимешь у японцев, так это их неторопливость и основательность. Любое действие тщательно обдумывается и взвешивается. Отсюда и бизнес они ведут толково и очень грамотно. Но и минус есть существенный — неудача непростительна, поскольку было время подготовиться и принять правильное решение.

Неторопливость в работе отражается и на карьере сотрудников: повышение в должности идет крайне медленно, ведь компания настроена, что человек будет работать у нее всю жизнь. Так же медленно, как и карьера, движется вверх зарплата. Порой просто издевательски медленно.

“Три орешка для Золушки”: советы от “бывалых”

•     Берите во всем, что касается поведения на работе, пример с вашего начальства. Передвигайтесь по офису быстро, с крайне озабоченным видом, лучше рассеянно глядя при этом в документ, если ваш шеф делает это именно так. И наоборот. Постоянно носите с собой блокнот и что-то записывайте, в общем показывайте свою целеустремленность и сосредоточенность. Задерживайтесь на работе, если видит начальство, иначе нужного эффекта не достичь.

•     Не воспринимайте слишком серьезно все поручения, которые вам даются, и не пытайтесь вникнуть в суть поручения, найти увязку с другими поставленными задачами или общей стратегией фирмы, если вас об этом не просят. Поскольку процесс выработки поручений у начальства (и не только из числа иностранцев, кстати) сродни гениальным озарениям. Будьте готовы к тому, что через короткое время вас могут перебросить на другой, не менее важный участок работы. Здесь хватает и бюрократических издержек, и “непродуманностей”.

•     Всячески показывайте свое стремление сэкономить для фирмы лишнюю копейку. Конечно, выдвигать инициативы типа: угощать гостей представительства в соседней пельменной, ввести дежурство по кабинетам с целью увольнения уборщиц — не нужно, зато можно, например, обосновать снижение размера командировочных. А от коллег можно и спрятаться.

СПРАВКА "МК"

А как они сами работают

Согласно данным МОТ (Международной организации труда), “производительнее” всех американцы. Вклад каждого в свой ВВП составляет 63 885 долларов в год. За США по этому показателю следует Ирландия (55 986 долларов), Люксембург (55 641 доллар), Бельгия (55 235 долларов) и Франция (54 609 долларов). Американцы проводят на работе больше времени, чем жители большинства других стран с развитой экономикой. За 2006 год каждый американец отработал в среднем 1804 часа. При служащие в Бельгии, Дании, Франции, Германии, Голландии и Норвегии, отработали по 1600 часов. По среднему уровню почасового вклада служащих в ВВП на первом месте оказалась Норвегия. Жители этой страны прибавляют к ВВП 37,99 доллара в час. За ними следуют американцы (35,63 доллара в час) и французы (35,08 доллара в час).

Есть еще одно обстоятельство, которое иначе как издевательством и не назовешь. Японцы любят оставаться в офисе после окончания рабочего дня! Ну если с “остающимся” японцем все ясно, то остающийся русский вызывает вопросы. А вдруг попросту не справляется со своей основной работой? Отношение к работникам в целом корректное, только вот все-таки определенная дистанция сохраняется. А когда начинают в твоем присутствии что-то обсуждать, чувствуешь себя не в своей тарелке: вдруг матерят на чем свет стоит? Японцы как работодатели, конечно, многому могут научить, но, по мне, лучше все-таки у русских.

…Увы или ура, но ни один из этих и других моих собеседников, которые работали на “заграничных дядей”, не сталкивался с неуважением к себе по национально-расовому признаку. И ни один не подвергал свою национальную гордость опасности в виде ношения самурайских одежд со стразами и мечом и не терпел каких-либо еще подобных “непотребств”.

Один из немногих камней, которые можно бросить в их огород, связан с нашим “советским” прошлым. Честно признаться, я не верил своим ушам. Оказывается, поскольку во многих западных и азиатских компаниях почасовая оплата, сотрудники пользуются старым проверенным методом — “не спеши, а то успеешь”. За переработку все равно не заплатят, если это не оговорено в контракте. Любая сверхурочность и авралы воспринимаются без восторга. А столь малое количество желающих работать на “иностранного дядю” или “тетю” объясняется просто. С одной стороны, в большинстве компаний надо знать рабочий иностранный язык. А с другой — степень обязательности в работе там намного выше, чем в большинстве наших российских фирм, где начальник и сам загулять не дурак, и подчиненного, если под доброе настроение попадешь, в состоянии простить.

Кстати, интересно, а как сами иностранные работодатели оценивают русский персонал?

ОНИ О НАС

О русских людях в целом иностранцами уже сказано немало. Преимущественно о загадочности характера и широте души. А вот о рабочих качествах гораздо меньше.

Майкл, менеджер американской компании:

— Особенность русских сотрудников в моей фирме — их эмоциональность и склонность переносить свои переживания на работу. Например, если американцу я могу сделать выговор за опоздание и это будет воспринято как обычная практика, то с русскими не так. Они могут обидеться и подумать: “Босс меня не любит”. Хотя иногда такая искренность эмоций очень помогает, поскольку никто не расплывается в деланных улыбках по поводу и без повода, а это очень важно для налаживания доверительных отношений.

Еще одна особенность, которую нельзя не отметить, — россияне не любят придерживаться строгого графика работы. В результате чего часто возникает повышенная нагрузка незадолго до крайнего срока выполнения задания. Однако это с лихвой компенсируется настроем не сдаваться ни при каких обстоятельствах, изобретательностью при решении задач в условиях ограниченного времени. Русские работают экстремально много, и если рабочий день американца заканчивается в пять часов, он тут же сворачивает решение проблемы, на какой бы стадии она ни находилась: остальное завтра. Россияне же могут уйти и в 8, и в 10 часов, а могут просидеть ночь напролет, решая какую-то задачу.

Мартин, немецкий бизнесмен:

— Время для немцев — очень точная материя. И если я говорю о том, что буду через 10 минут, это значит, что я буду именно через 10 минут, и ни минутой позже. Русские к такому не привыкли, они подходят к этому более гибко. Для них 10 минут может значить и 20, и даже 30. Привыкнуть к этому невозможно.

Питер, менеджер шведской компании и сам швед:

— Если у себя дома я просто бы дал задание — и вечером получил отчет о результатах, то в России все не так. Здесь постоянно надо проверять, началась ли работа, какая часть выполнена, а еще — уточнять, будет ли продолжено выполнение после того, как проверил последний раз.

Глава представительства японской организации по развитию внешней торговли (JETRO) в России и Евразии Ивао Охаси:

— С точки зрения японских компаний русские специалисты конкурентоспособны. Например, всегда будут нужны эксперты, которые понимали бы и Россию, и Японию. Если сравнивать два варианта, а именно: японцев, которые владеют русским и знают Россию, и россиян, которые знают японский и знают о Японии, то предпочтительнее русские. Здесь очень много людей, способных достичь отличных результатов для своей компании.

Если сравнить сильные стороны японских работников и ваших, то японцы — командные игроки, их сила в сплоченности. А сила русских — в потрясающем умении найти выход из любой сложной ситуации. Впечатляет стрессоустойчивость россиян — они отлично подготовлены к разного рода сложностям.

Знаете, на трудовые качества работников еще сильно влияют объективные условия, в которых они проявляются. Например, в Японии, как правило, все важные решения принимаются коллегиально, а в России — одним “самым главным” начальником. Поэтому у нас инициатива “снизу” широко приветствуется, а у вас даже поговорка есть “инициатива наказуема”. Но, несмотря даже на поговорку, инициативности русским не занимать.

* * *

Так что выбирайте компанию в соответствии со своим характером и темпераментом. Но и готовьтесь выкладываться по полной. И не бойтесь огнедышащих драконов. Тем более с мечами. Просто не надо увлекаться на работе компьютерными играми. В которых этих драконов полным-полно.



Партнеры