Человечество победит перхоть

Ученые выяснили, откуда берется “снежок” на плечах

Наши дети, похоже, не будут знать, что такое перхоть. Это понятие устареет, как устарели цыпки или цинга. Группа ученых расшифровала геном грибка, отвечающего за образование перхоти. Malassezia globosa продемонстрировал генетикам все 4 тысячи своих “прелестей”, то есть генов, из которых он состоит. И недалек тот день, когда фармацевты создадут препарат, который будет бить прицельно по тем молекулам, вызывающим неприятный “снежок” на плечах.

Открытие, о котором сообщил на днях журнал “Доклады Национальной академии наук США”, совершили генетики университета штата Огайо, университета Ванкувера и Центра биологической вариативности грибков в Нидерландах.

Чтобы взломать генетический код грибка, ученые должны были вырастить в лаборатории 10 литров малассезии глобосы. Для наглядности — это все равно как если бы специалистам предстояло собрать перхоть с голов жителей всего Лондона!

Секвенирование, или расшифровка всего генома, длилось несколько лет. Генетикам пришлось полностью разобрать ДНК на составляющие и затем собрать ее, наподобие сложной мозаики.

Исследование показало, что у малассезии глобосы оказался самый маленький геном из всех живых грибков — всего-то 4 с небольшим тысячи генов, в 300 раз меньше генома человека. Но именно это качество, считают ученые, позволило ему так долго мучить человечество. Ведь маленький геном способен быстрее менять свои свойства, а это значит — чем его ни трави, какими шампунями ни стращай, он всегда сумеет адаптироваться к новым условиям жизни на коже головы.

Оценивая геномную последовательность, ученые идентифицировали гены грибка, определяющие его способность к этой самой адаптации и эволюции, то есть развитию вида. Теперь осталось понять, как можно хитро его дезактивировать, чтобы при этом не навредить самому носителю грибка, то есть человеку.

Комментарий ассистента кафедры кожных и венерических болезней лечебного факультета ММА им. И.М.Сеченова, кандидата медицинских наук Сергея МОНАХОВА:

— Думаю, что данное открытие совершенно бесполезно в практическом плане. Ведь грибок, вызывающий перхоть, на самом деле очень нужен каждому человеку. Можно даже сказать, что это наш помощник, при нормальных условиях подавляющий жизнедеятельность других, патологических грибков (к примеру, вызывающих микроспорию или стригущий лишай). Малассезия превращается в нашего врага только после изменения состава кожного сала (на это могут влиять нарушения эндокринной и нервной регуляций). Измененное сало грибку очень нравится, и он начинает усиленно им питаться. При этом у малассезии увеличивается выработка ферментов, кислот, которые вызывают раздражение кожи. На него реагирует иммунная система, ускоряя количество и скорость отшелушивания ороговевших кожных клеток. Так что лечить перхоть прежде всего надо изнутри.

Специализированные шампуни с кетоканазолом могут лишь на время усмирить грибок малассезию. А вот к чему приведет его генная модификация, не берусь даже предсказать. Если человек нарушит внутреннюю структуру природой подаренного защитника, он может ослабнуть и дать возможность развиваться более страшным врагам.

Это любопытно

• Более 50% населения мира всех этнических групп подвержено перхоти.

• Malassezia получила свое название в честь французского ученого Малассеза, который впервые связал появление перхоти с наличием грибка в 1874 году.

• Средний человек может являться носителем до 10 миллионов M.globosa.