Сыр-бор

Если рубят лес, должны лететь щепки. В Подмосковье они золотые

Наивный вопрос: для чего нужен лес? Даже школьник ответит, что это гигантская фабрика по производству кислорода, древесины, пристанище многочисленных животных, место активного отдыха наконец. А если это подмосковный лес, то его ценность возрастает многократно, потому как в окрестностях столицы осталось не так уж и много даже не лесов, а деревьев. Причем ценность здесь имеет и четкую денежную оценку. Из-за нее-то, собственно, и весь сыр-бор, который продолжается, несмотря на ведомственное подчинение лесов.

Кричат: “Держи вора!”, как правило, те, кто сам не в ладах с законом. Не так давно определенные силы инспирировали передачу лесных владений из муниципальной собственности Рослесхозу. Причем весьма избирательно — исключительно для Москвы и Московской области. Как будто это самые лесодобывающие районы страны. Нет, самые золотоносные — по стоимости сотки леса. Здесь лес валят, чтобы строить дома.

Поводом для подобного внесения в Лесной кодекс послужило именно обвинение местных властей в распродаже лесных угодий под строительство элитного жилья. Право распоряжаться деревьями у подмосковных чиновников отобрали. Но незаконная продажа лесов почему-то не прекратилась. Видимо, и отбирали-то не для защиты “зеленых легких” Москвы от порубки…

Последний скандал случился в начале февраля в Ногинске, где задержали заместителя начальника Управления лесного хозяйства по Москве и Московской области — 46-летнюю Елену Хмелевскую. Причина — “противозаконная передача земель лесхоза администрации города Электросталь”. Против Хмелевской возбудили уголовное дело. Ей грозит от 3 до 10 лет лишения свободы.

Рослесхоз на действия своей сотрудницы отреагировал как-то странно, заявив, что “истоки уголовного преследования Хмелевской видим в конфликте ведомства с администрацией Московской области”. Поводом для трений является принятый в начале 2007 года Лесной кодекс России, разрешивший всем главам субъектов Федерации, кроме мэра Москвы и губернатора Московской области, передавать в бессрочное пользование и сдавать в аренду расположенные на их территории лесные участки. Земля в Московском регионе осталась в ведении Рослесхоза. Странная позиция в соблюдении чистоты “мундира лесника”.

Между тем, по подсчетам следователей, государство потеряло на этой сделке три миллиарда рублей. Никто из участников незаконного передела государственной собственности даже не удосужился хоть каким-то образом возместить потери лесного хозяйства, как того требует закон.

Причем это уже не первое уголовное дело по незаконной продаже лесных угодий Подмосковья. В январе этого года прокуратура города Реутово установила незаконность продажи земельного участка в 7 га, находившегося в государственной собственности. Лесной участок Подмосковья обошелся одной фирме всего в 9 миллионов рублей, хотя даже по государственным расценкам стоимость его гораздо выше. Прокуратура области расследует также уголовное дело о незаконной вырубке леса в Красногорском районе Подмосковья летом прошлого года, где под предлогом санитарной рубки деревьев в Опалиховском лесопарке спецлесхоза “Красногорский” было спилено больше 22 тысяч деревьев.

Еще более запутанная история — с Баковским лесом, где на торгах продавались права аренды 22 подмосковных лесных участков общей площадью 490 гектаров, расположенных большей частью в Москворецком лесничестве, к западу от Москвы. Роману Абрамовичу, например, сотка леса там обошлась в 25 долларов — при том, что рыночная ее стоимость начинается от 5 тысяч “зеленых”!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру