Нефть привыкает жить выше $100 за баррель

Бензин на российских заправках подорожает во второй половине марта

25 февраля 2008 в 16:58, просмотров: 348

Двухлетней давности прогноз “МК” о том, что стоимость барреля нефти дойдет до $100, который в 2006-м воспринимался как оторванная от реальности страшилка, начинает сбываться. За прошедшие два месяца дорогие сорта “черного золота” уже трижды прорывали стодолларовую отметку. И хотя затем они опять откатывались ниже этой психологической отметки, это тенденция. Как считают эксперты, рост цен на автотопливо начнется на российских заправках через неделю после президентских выборов.

По мнению профильных аналитиков, 2008-й год, скорее всего, пройдет в новом ценовом диапазоне для нефти. Вариант $95—110 за бочку выглядит вполне щадящим. И вряд ли нефти стоит опасаться той рецессии в США, которая тревожит умы ведущих мировых экономистов. Слишком много факторов сложилось за то, чтобы “черное золото” не дешевело. И в первую очередь политических. Уже набили оскомину рассуждения о том, что недовыкуп нефти со стороны США будет не просто компенсирован, а и перекрыт бурно развивающимися Китаем и Индией. Это верно лишь отчасти, поскольку американцы, снизив торговлю с тем же Китаем, застопорят и развитие его экономики. Но, по крайней мере, в течение ближайших 3—4 месяцев на рынок будут оказывать влияние те события, что происходят сейчас. А происходит несколько весьма любопытных процессов.

Президент Венесуэлы Уго Чавес мало того, что заставил рынок понервничать, то перекрывая экспорт нефти в США, то вновь разрешая его, теперь еще и больше, чем раньше, нуждается в деньгах. По сведениям западной печати, Венесуэла недавно выплатила почти $2 млрд. трем западным компаниям в счет компенсации за отобранные у них лицензии. Чавес уже заявил, что считает цену в $100 за баррель вполне справедливой и намерен на саммите ОПЕК 5 марта отстаивать не просто сохранение нынешнего уровня добычи, а, если потребуется, и снижение его: лишь бы нефть не упала в цене.

В другой стороне света Турция вторглась в богатый нефтью северный Ирак, “вразумляя” курдов, и сделала это достаточно масштабно в отличие от прошлых локальных спецопераций. С наступлением весны следует опять ожидать активизации нигерийских повстанцев, которые всегда захватывают что-нибудь так удивительно вовремя, будто состоят на содержании у нефтяных спекулянтов.

На руку подорожанию нефти играет и ослабление доллара. Из-за этого уже не только чисто нефтяные, но и просто чуть ли не все финансовые спекулянты переключаются на реальные, овеществленные в товаре, в первую очередь нефтяные активы. Закачивая свои деньги в нефтяные фьючерсы, они все больше и больше разгоняют цену контрактов. Но, что самое главное, покупатели нефти уже и сами психологически привыкли покупать нефть по таким ценам и даже развиваться, несмотря на предыдущие угрозы о коллапсе и так далее.

Грядущее увеличение экспортной пошлины для российских нефтяных компаний в таких условиях не будет для них той драконовской мерой, которая сделает экспорт невыгодным. И вряд ли перенаправит нефть из экспортной трубы для переработки под нужды внутреннего рынка. А это вполне может вызвать рост бензина на российских заправках уже во второй половине марта. Когда, с одной стороны, начнутся весенне-полевые работы, а с другой — на улицы выберется после “зимней спячки” многомиллионная армия “подснежников”. И, совершенно однозначно, бензина и дизельного топлива потребуется в разы больше, чем потребляется сейчас. И подорожание может стать самым существенным за последние пару-тройку лет.

Все, что на данный момент обещает нам правительство РФ, — это гигантское количество “дел”, которые заведут по фактам необоснованного повышения цен на топливо. А если оно будет обоснованным? А если не удастся доказать факт сговора или необоснованности повышения? Увы, похоже, никто в правительстве не готов рассмотреть вопрос ни о дотациях, ни об изменении налогового режима для переработки нефти на внутреннем рынке. Ни о чем.

Конечно, гораздо проще, как в прошлом году с инфляцией, не прогнозировать, а констатировать. Чтобы потом опять махать вслед уходящему поезду и рапортовать о принятых мерах по ликвидации последствий вместо устранения причин.



Партнеры