Потерянный лес

Скандал в Электростали породила бумажная путаница.

Нешуточные страсти разгораются вокруг нескольких сот гектаров леса в Подмосковье. Департамент экономической безопасности МВД России сообщил о том, что в результате захвата лесных угодий государству нанесен ущерб в 3 294 720 рублей. Однако Рослесхоз утверждает, что никакого захвата не было и инцидент вскоре будет полностью исчерпан.

Это дело, получившее сейчас громкую огласку, уходит корнями в 1993 год, когда администрация Электростали направила в Ногинский лесхоз просьбу включить лесные угодья общей площадью около 875 гектаров в границы города. Был получен положительный ответ, и глава администрации города принял лес на баланс. Но при этом земля не поменяла своего правового статуса. Проще говоря, лес де-факто стал лесом, расположенным на землях городских поселений, а де-юре — нет.

Сейчас следствие настаивает: согласно ст. 63 Лесного кодекса РФ, леса, включенные в границы городских поселений, должны быть закреплены за администрациями муниципальных образований с соблюдением строгого регламента. Предусматривается взимание платы за изъятие земель лесного фонда и перевод из лесов первой группы, к которой и относятся земли Ногинского лесхоза. Это должно осуществлять Правительство РФ по предоставлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства. Но в то же время такая процедура не была осуществлена, и в результате казна не досчиталась 3 294 720 рублей.

Уже в 2003 году руководство Ногинского лесхоза и администрация Электростали подписали акт передачи муниципальному образованию город Электросталь около 875 га лесного фонда в безвозмездное владение и распоряжение. С точки зрения следствия люди, повинные в таких деяниях, явно превысили свои полномочия. Сейчас Елене Хмелевской, заместителю начальника Управления лесного хозяйства по Москве и Московской области, “за противозаконную передачу земель лесхоза администрации города Электросталь” грозит до 10 лет лишения свободы.

Однако в Федеральном агентстве лесного хозяйства, комментируя сложившуюся ситуацию, были категоричны: состава преступления нет.

“Да, в Лесном кодексе, принятом в 1997 году, прописано: земли, находящиеся в пределах городской черты, изымаются из лесного фонда только после распоряжения правительства. Но это не распространяется на те земли, которые уже были изъяты из лесного фонда. Следовательно, претензии к администрации Московской области и Электростали необоснованны, — говорят в Рослесхозе. — К тому же в 1993 году Госстрой разработал временную инструкцию о составе, порядке и разработке согласований поселковой и городской черты. Новые правила позволяли включать в городскую черту земли сельскохозяйственного использования и земли лесного фонда без взимания платы. Что и было сделано в Электростали. Условие взимать плату за изъятие земель лесного фонда и перевод земель из одной категории в другую появилось в Земельном кодексе только в 2001 году, а в следующем году были установлены базовые ставки. То есть значительно позже, когда лес передали на баланс Электростали. Помимо этого, Земельный кодекс закрепил за землями лесного фонда, находящимися в черте города, статус городских лесов. Тем самым подтвержден статус городских лесов Электростали”.

Главной причиной громкого дела, поясняют в Рослесхозе, стала бумажная путаница. В 2000 году в стране началась административная реформа. Российская лесная служба была реорганизована. Только в 2004-м было создано Федеральное агентство лесного хозяйства. По этой причине ряд документов, давно требующих оформления и переоформления, до сих пор ждут своей очереди. В результате получается ерунда: по одним бумагам земля относится к лесному фонду, по другим она входит в черту городского поселения. Такая путаница и стала “красной тряпкой” для следственных органов в отношении 875 гектаров лесов под Электросталью, считают в Рослесхозе и не сомневаются, что в ближайшее время все необходимые документы, касающиеся лесов Подмосковья, обретут законный вид.

Кстати, в некоторых средствах массовой информации уже прошли сообщения, что на злополучных лесных угодьях, входящих в черту Электростали, полным ходом идет рубка деревьев, на месте сосен выросли здания Пенсионного фонда, магазина, многочисленные дома и особняки. “То, что было лесом, лесом и осталось, — утверждает Дмитрий Булатов, главный архитектор Электростали. — Строительство ведется на землях другой категории, на абсолютно законных основаниях”. А глава города Андрей Суханов добавляет: “Даже по новому генплану развития города не планируется никаких строек на месте леса, ведь город крайне нуждается в том, чтобы его легкие работали”.

— То, что происходит сейчас вокруг лесных массивов в Электростали, даже отдаленно не похоже на заботу об экологии или решение какой-то экологической проблемы, — заявил Сергей Гильденскиольд, заместитель министра экологии и природопользования правительства Московской области, начальник управления природопользования. — Ни одно дерево на территории федеральных лесов в Электростали не срублено, и пока они входят в границы города, никто не получит права их рубить. В свое время Лесной кодекс лишил московский регион права управления лесами, и с тех пор ни одно муниципальное образование области, в том числе и Электросталь, не посягнуло ни на один метр федеральных природных богатств. Глава городского округа Электросталь, которого сегодня огульно обвиняют в разбазаривании лесного фонда, на самом деле прекрасно справляется с задачей по сохранению “зеленых легких” на подведомственной ему территории.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру