“Кадры порешат всех?”

В публикации под таким названием (“МК”, 15.02.08 г.) речь шла о приказе Минздравсоцразвития РФ об обязательной трехлетней отработке по основной специальности выпускниками медицинских вузов сразу после шестилетнего обучения. До нынешнего года студент после окончания института должен был обязательно пройти еще интернатуру и мог поступить в ординатуру, чтобы получить узкую специализацию. Теперь выпускникам медвузов не оставляют выбора: после обязательного прохождения интернатуры по месту жительства надо три года отработать по основной специальности.

И только потом они могут поступать в ординатуру.

Это вызвало настоящую бурю в среде студентов: мнения, как водится, разделились.

“Я готова работать без ординатуры, но…”


Мирослава БУРЛУТКИНА, студентка 5-го курса Российского государственного медицинского университета (выпускница будущего года):

— В студенческой среде реакция на приказ неоднозначная и неположительная. Узнала об этом в сентябре прошлого года. Расстроены были все студенты. Многие ребята за шесть лет привыкли к Москве, а теперь надо обязательно ехать по месту жительства, чтобы сначала пройти годичную ординатуру (раньше можно было ехать, а можно было и не ехать). Это было решение самого человека, никто его к этому не обязывал. Сейчас обязывают.

Напрягает и то, что в интернатуре ты должен отпахать по сути бесплатно. Стипендия, конечно, сохраняется, но на нее не проживешь. И еще три года отработать по специальности. А главное — где отработать, неизвестно: никакого распределения нет.

И раньше далеко не все после интернатуры могли попасть в ординатуру. Год назад поступить в ординатуру на бюджет было крайне сложно. А если выпускник хотел специализироваться на престижную специальность, например на гинеколога, стоматолога, то надо было заплатить за два года обучения 200 тысяч рублей. Это официальная цифра. Платные места в ординатуре есть и сейчас. И в институте можно учиться платно, но… В год это удовольствие обходится в 2000 долларов (я учусь на бюджетном).

Поступила в медицинский вуз вполне осознанно — продолжаю семейную традицию.  Что значит отработка? Вот, например, я: заканчиваю институт в 23 года плюс должна один год отучиться в интернатуре и три года отработать по полученной в вузе специальности. Итого только к 27 годам я могу поступить в ординатуру. В этом возрасте желательно уже иметь семью, детей.

Мальчикам, конечно, намного проще: их не поджимает возраст. Но, насколько я знаю, ребята, которые приехали из других регионов, не горят желанием возвращаться обратно на периферию. Во-первых, деньги там меньше. Во-вторых, условия, состояние больниц и поликлиник такие, что хочется их обнять и плакать. В стационарах и в больницах очень большая нагрузка на участкового врача. Да, участковые стали сейчас хорошо зарабатывать. Но какой ценой! До обеда он должен вести прием — 30—40 человек надо выслушать и всем назначить лечение. А после обеда бегать колбасой по участку — и тоже всех посмотреть, всех послушать и назначить лечение. Не успеешь — получишь по голове. Не каждый, закончивший вуз в Москве, захочет работать в таких условиях.

Естественно, возникает вопрос: а как же государство? Как быть с долгом государству, которое потратило сотни тысяч рублей на образование каждого специалиста? Наверно, необходимо бесплатное образование отрабатывать. Лично я готова отработать государственные деньги, если будут соответствующими условия и оплата. Я реально оцениваю свои возможности, хотя учусь на “4” и “5”. Даже заинтересована работать в медицинской госструктуре, в стабильном государственном учреждении. Во-первых, оно никогда не закроется. Во-вторых, знаю, мне гарантирован социальный пакет: стабильная зарплата, отпуск, трудовой стаж, пенсия, декретные (если рожу ребенка).

Я могу обойтись и без ординатуры, пойти сразу работать. Оплатите нормально труд и создайте условия работы — все это должно быть адекватным. А денег порядка 15—20 тыс. мне, например, хватит. На первое время.  Но многие мои одногруппники, особенно ребята, так не считают. Многие из них уже на 5—6-м курсе дежурят в больницах и хотят дальше учиться в ординатуре, чтобы получить узкую специальность. Если приказ оставят в силе и введут все же отработку, кто-то пойдет в платную ординатуру. Удовольствие это еще более дорогое, чем, скажем, платный институт: 100 тысяч рублей за один год обучения в платной ординатуре плюс 100 тысяч рублей — за второй год обучения.

Дает ли ординатура практические навыки? Все зависит от кафедры, куда ты прикреплен, и от самого человека. По правде, ординаторам приходится много заниматься ненужными делами. Нередко быть на побегушках, на подхвате: сходить что-то купить, в больнице заменить присутствие врача, например спуститься в приемное отделение, если врачу не хочется это делать. Или, например, помочь профессору настроить компьютер, который без помощи ординатора сделать это не может. Либо показать слайды, когда профессор будет читать лекцию.

“Я б в ученые пошел…”


Николай Миронов, студент 6-го курса Московской медицинской академии им. Сеченова: “Я хотел бы заниматься научной работой, но мне не оставили выбора”.

— Как и большинство студентов, я против обязательной трехлетней отработки выпускников медицинских вузов. Когда поступал в академию, было заведено так: после окончания вуза сначала год — в интернатуре, затем два года — в ординатуре. И так-то в общей сложности получалось 9 лет, а теперь (с отработкой) это время удлиняется до 12 лет. Я же планировал после ординатуры еще поступать в аспирантуру и в перспективе заниматься научной работой.

Да и в поликлиниках (больницах) нас никто не ждет. Как москвич интернатуру я должен проходить по месту жительства. Но в поликлинике №74, куда я обратился, чтобы на их базе пройти интернатуру, главный врач мне отказал, мотивируя тем, что “все ставки врачей заняты”. Но я и не претендовал на ставку врача, а готов был пройти своеобразную практику на эту должность.

Выходит, приказ Минздравсоцразвития РФ об отработке адресован только выпускникам вузов, а руководителей медучреждений он ни к чему не обязывает? Значит, мы — выпускники — заведомо обречены на провал в трудоустройстве.

Что касается самой отработки, компенсации государству за наше бесплатное образование. Я считаю, что хороший специалист всегда отдаст долг государству своей полноценной работой с пациентами: сохранит им здоровье, уменьшит число бюллетеней и т.д.

Да, на периферии — большая нехватка специалистов-медиков. И это не случайно. Как только на периферии будут созданы человеческие условия работы, врачам предложат нормальную зарплату, оттуда перестанут убегать специалисты и охотнее поедут новые кадры.

Кстати. В студенческой группе, где учится Мирослава Бурлуткина, из 25 человек — треть приезжих. И никто (заметьте: никто!) не хочет уезжать из Москвы. За 6 лет обучения, конечно, ребята сдружились, привыкли к столице. Здесь можно найти хорошую работу и хорошую оплату труда, а кто-то уже нашел. Они увидели хорошие условия в клиниках. А кто-то и нашел свою любовь.

Сегодня почти все студенты, которые заканчивают ординатуру в Москве, уходят в столичные платные медицинские структуры. Но как быть с кадрами на периферии? Первичное звено оголено, что называется, от Москвы до самых до окраин. Должно ли государство выпускников медвузов, подготовленных на бюджетные деньги, направлять на работу туда, где нужны специалисты? Безусловно. Но правы и новоиспеченные специалисты: во-первых, надо знать, куда ехать, где специалистов ждут. Во-вторых, условия и оплата труда должны быть соответствующими современным требованиям человека с высшим образованием.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру