Похоже, что оба великих международных прожекта нашего государства влетят россиянам в еще большую копеечку, чем планировалось. Недавно глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин выразил обеспокоенность, что изначально запланированные расходы на сочинскую Олимпиаду в 314 млрд. рублей будут превышены по меньшей мере в два раза. Вслед за ним уже замминистра Минрегионразвития Камиль Исхаков сообщил, что затраты на подготовку к саммиту Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС-2012) во Владивостоке также могут оказаться в два раза больше.
Напомним, для достойной организации саммита Владивостоку государство запланировало выделить 149 млрд. рублей. Из них 100 млрд. — из федерального бюджета, 11 млрд. — из бюджета Приморского края и города, а 38 млрд. должны дать частники. Надо построить два крупных моста, эстакады, дороги, гостиницы, конгресс- и пресс-центры, театр оперы и балета, реконструировать аэропорт и причал города и реанимировать ЖКХ. Однако, по словам Исхакова, затраты на все “в итоге могут быть в два раза больше”. Министерство уже готовит соответствующие “заявки в правительство на бюджетные проектировки на 2009—2011 годы”. И отметил, что больше бюджетных средств должно быть выделено и в целом на всю федеральную целевую программу “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г.”. Сейчас она составляет 567 млрд. руб. (из них 426 млрд. — деньги федерального бюджета). Правда, насколько больше денег хочет Минрегионразвития пустить на восток, Исхаков не пояснил. Впрочем, в любом случае на это потребуется согласие Минфина и правительства. А о “щедрости” Кудрина пора легенды складывать. Впрочем, АТЭС-2012, как и Сочи-2014, — дело государственного престижа, и тут, в отличие от пенсионеров, государство вряд ли будет скупиться.
Но проблема, как водится, не только в деньгах, но и в организации. Так, замминистра сообщил, что первые 35 млрд. рублей на АТЭС, которые должны были прийти в Минрегионразвития в начале января, застряли в Минфине. “Деньги, говорят, идут”, — сказал Исхаков. Не создан пока и ни один ФГУП-подрядчик из предусмотренных подпрограммой. Причина — существующие в федеральном бюджете ограничения на рост численности госслужащих.
Самым критичным, по словам Исхакова, является строительство двух мостов: через Босфор Восточный (от острова Русский до материковой части Владивостока) и через бухту Золотой Рог (внутри города). В ближайшее время Минтранс и Росавтодор объявят тендер на их строительство. Но когда точно — неизвестно. Нет ни подрядчиков, ни проекта, ни опыта. Ведь такой мост в России никогда еще не строили. А без него и весь АТЭС под угрозой. Руководитель Росавтодора Олег Белозеров уже заявил, что если не начать строить в апреле, то можно не успеть к саммиту. Исхаков с ним согласился. “Я с утра прихожу на работу и начинаю всем звонить и говорить, что не успеем”, — сказал он.
Видимо, грядет большая разборка, когда премьер Виктор Зубков 18—19 марта проведет специальное совещание во Владивостоке.
Как росла смета наших “проектов века”