Перестраивайся или исчезни

Инновационно–производственные кластеры помогут малому бизнесу стать конкурентоспособным.

Кластерный подход во всем мире стал признанной стратегией повышения конкурентоспособности. Все дело в том, что основными участниками конкурентной борьбы становятся не отдельные предприятия, а кластеры с участием малых, средних и крупных предприятий, научных организаций.

Ни у одного известного мне малого предприятия не хватит собственных возможностей для того, чтобы сконцентрировать для собственного пользования все возможности по подготовке производства, разработать и раскрутить собственный бренд — стать узнаваемым на рынке. Крайне малое количество предприятий способных самостоятельно разработать и реализовать маркетинговую стратегию, создать дистрибьюторскую сеть в регионах, организовать обслуживание своей продукции и качественное обучение пользователей. “Маленьким” трудно диктовать свои условия поставок и оплаты. Для решения всех этих проблем есть непростые, но действенные способы; один из них — кластерный подход. В Москве, по оценкам специалистов, активно развиваются кластеры в таких сферах, как строительство, информационные и коммуникационные технологии, реклама, пищевая промышленность, здравоохранение. Они включают в себя значительное количество малых и средних предприятий и расширяются в регионы.

Появились в столице и новые “прорывные направления” с инновационным потенциалом и перспективой рыночного роста — производство медицинской техники и приборов, микроэлектроника, ресурсоэнергосбережение и другие. Эти направления малые предприятия начали осваивать самостоятельно и добиваются успеха. Именно они требуют особого внимания и поддержки.

Какой должна быть поддержка таких микрокластеров? Это в первую очередь организация информационного обмена между участниками развивающегося кластера. Необходимо знать своих партнеров-конкурентов, знать их возможности, сильные и слабые места, знать истории успеха и провалов. Это позволяет формировать общее видение перспектив и угроз, вместе искать решения. Необходимо концентрировать участников кластера на единой территории (технопарк, промышленный парк, технозона) и формировать единые каналы маркетингового продвижения брендов. Анализ зарубежного опыта и рыночных тенденций, поддержка в вопросах поставок инновационной продукции для госнужд, взаимное признания качества продукции, создание единой системы подготовки кадров, схем взаимодействия с поставщиками и смежниками (в том числе с поставщиками инноваций — вузами, НИИ, КБ) — во всем этом вам также помогут кластеры. Например, в Бразилии малому предприятию для получения кредита достаточно предъявить поручительство от остальных участников кластера.

Если мы сможем найти правильную грань взаимодействия всех заинтересованных сторон — это позволит повысить конкурентоспособность отечественных малых предприятий в новых условиях развития экономики страны.

Справка

Кластер — это форма взаимодействия множества самостоятельных организаций, фирм, вузов. Это кооперация и конкуренция одновременно. Кластер — это концентрация профессионалов, одновременно думающих в одном направлении, но каждый — в свою пользу. В кластерах происходит объединение ресурсов, создаются саморегулируемые организации, сообща решаются общие проблемы. А государство помогает при необходимости. Кластер — не территориально–производственный комплекс (ТПК), которые создавались еще во времена Советского Союза и плановой экономики. Решением “сверху” кластер создать нельзя.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру