Матч за место под солнцем

Футбольные клубы столицы и Подмосковья сверили бизнес-планы

3 марта 2008 в 16:39, просмотров: 519

На прошлой неделе стало известно о масштабной реконструкции Петровского парка, на территории которого находится футбольный стадион “Динамо”. Через два-три года здесь построят гостиницы, офисы и торговые комплексы. По оценкам экспертов, проект стоимостью примерно $1 млрд полностью окупится всего-навсего через пять лет за счет сдачи площадей в аренду. “ЭВ” решил выяснить, как обстоит дело с использованием коммерческой недвижимости у всех футбольных клубов премьер-лиги столицы и Подмосковья.

“Спартак”: Тушинские кружева

Девятикратный чемпион России намерен застроить 40 с лишним гектаров земли в районе бывшего аэродрома в Тушине. Помимо современного стадиона, который будет вмещать 35 000 зрителей, там появится крытый спортивно-концертный зал (СКЗ) на 12 000 человек. В нем будут проводиться не только футбольные матчи на искусственном газоне, но и турниры по баскетболу, волейболу и теннису, а также различные концерты. В последнем случае игровое поле накрывается специальными плитами и используется как зрительская зона. Кроме того, на территории стадиона будет построена комфортабельная гостиница, где перед матчами могут жить соперники “Спартака”. Еще один предполагаемый источник дохода клуба — сдача в аренду более ста лож разной ценовой категории по всему периметру стадиона. Для проведения корпоративных вечеринок и серьезных брифингов вполне подойдет бизнес-клуб на 1200 человек, а любой желающий, и не обязательно в день матча, сможет откушать в уютном ресторане на Восточной трибуне.

ЦСКА: Память о триумфе

Обладатель Кубка УЕФА 2004/05 в рамках реконструкции своего стадиона на Песчаной улице недалеко от метро “Сокол” готовится застроить к 2009 году прилегающий участок земли размером 8,7 гектара торговыми центрами и офисами. Согласно подсчетам специалистов, стоимость строительства коммерческой недвижимости составит примерно 1,5 тысячи долларов за 1 квадратный метр, а общий объем инвестиций в проект вместе со стадионом — около 600 миллионов долларов. Потенциальным арендаторам офисных помещений придется выложить от 700 до 900 долларов за квадратный метр, а цена на торговые “точки” будет колебаться в диапазоне от 400 до 3—4 тысяч долларов за кв.м. Из-за ограниченности территории решено один из углов будущего стадиона сделать в виде многоэтажного здания с вершиной, похожей на футбольный мяч. По этому поводу у руководства ЦСКА было много споров с городскими властями, но в итоге проект все же утвердили. В этой башне, которая, по замыслу архитекторов, должна напоминать людям о победе ЦСКА в Кубке УЕФА три с половиной года назад, разместятся гостиница и дополнительные офисы.

“Москва”: Никелевая защита


Вслед за “Спартаком”, ЦСКА и “Динамо” о планах строительства нового стадиона объявили и “горожане”. Старая арена на Восточной улице пойдет под снос, а на ее месте появится целый спортивный комплекс, составными частями которого будут футбольное поле с трибунами на 25 тысяч мест, теннисные корты, фитнес-зал, бассейн, мини-футбольный зал и баскетбольная площадка. Естественно, не обойдется без ресторанов и гостиницы — это уже веление времени. Хотя до легендарного лондонского “Уэмбли”, где одних только кафе целых 700 штук, всем нашим клубам, конечно же, далеко. Кто будет финансировать данный проект — пока неизвестно, но вообще-то основным спонсором “Москвы” является “Норильский никель”, входящий в холдинг “Интеррос”…
“Динамо”: На бойком транспортном “пятачке”

Общество “Динамо” договорилось о предоставлении кредитов на два масштабных проекта в рамках реконструкции Петровского парка. Около 300 миллионов долларов уйдет на строительство нового стадиона, манежа с искусственным полем, ледовой площадки, зала для легкой атлетики, теннисных кортов, бассейна и тира. Еще 675 миллионов будет инвестировано в многофункциональный комплекс (МФК). Наземная площадь МФК составит примерно 500 тысяч квадратных метров, из них, по предварительным расчетам, 150 тысяч кв.м займут апартаменты и гостиница, 60 тысяч — торговые помещения и 240 тысяч — офисы. После постройки центра сдача площадей в аренду будет приносить обществу “Динамо” до 400 миллионов долларов в год. Для сравнения: бюджет футбольного “Динамо” на этот год — 41 миллион долларов. Такие доходы от аренды, по мнению экспертов, объясняются двумя факторами. Во-первых, московскими ценами на данную услугу и, во-вторых, удобным месторасположением будущего МФК. Рядом — метро “Динамо” в шаговой доступности, оживленный Ленинградский проспект и центр города.

“Локомотив”: Доходная ложа

“Железнодорожники” — единственный футбольный клуб в столице, у кого уже есть современный стадион и несколько “золотоносных жил” как внутри “тридцатитысячника”, так и в непосредственной близости от него. Ежедневно открыты фитнес-центр, боулинг-клуб, ледовый дворец, теннисные корты, ресторан “Восточный экспресс”, магазин сувениров и атрибутики ФК “Локомотив”. Отдельный разговор о VIP-ложах. Их на стадионе в Черкизове семьдесят семь: 64 десятиместных и 13 на двадцать пять мест. Стоимость аренды “маленьких” лож — 70 000 евро в год, “больших” — 160 000. С учетом полной востребованности всех лож (так обычно и бывает) и путем нехитрых арифметических подсчетов мы получаем цифру в шесть с половиной миллионов евро в год. Именно столько в среднем зарабатывает “Локомотив” только на этой услуге. При этом нужно заметить, что арендаторы VIP-лож бесплатно размещают свою рекламу на время матча в специально отведенных местах, обеспечиваются бесплатным питанием и напитками, местами для парковки в VIP-зоне, а также могут использовать свою ложу в любое время для проведения бизнес-встреч, семинаров и прочих банкетов. Кроме того, им выдается дисконтная карта с 20-процентной скидкой на право посещения объектов спортивно-развлекательного комплекса, который включает в себя боулинг, бильярд, фитнес-центр, салон красоты, солярий и теннисные корты. До ухода Валерия Филатова с поста президента клуба у “Локо” были и другие источники дохода, не имеющие отношения к стадиону. Известно, что клубу принадлежали железнодорожный терминал, занимавшийся получением и таможенным оформлением грузов, развлекательный центр, а также фитнес-центр в Свиблове. Эти объекты приносили клубу до 25 процентов бюджета. Но поскольку некоторые из них принадлежали лично Филатову, теперь эта цифра уменьшилась.

“Сатурн”: Разминка у фирменного магазина

Клуб, находящийся под опекой губернатора Московской области Бориса Громова, свой дом отстроил несколько лет назад. К началу футбольного сезона на стадионе “Сатурн” откроется спортбар на 250 мест, а к первому домашнему матчу — фирменный магазин атрибутики. На территории также работают секции художественной гимнастики и баскетбола, но клубу они не принадлежат.

“Химки”: Новаторский подход

Другой подмосковный клуб вот-вот получит новый стадион “Новатор”, который строится в Химках на деньги из областного бюджета. Рядом с ним расположатся небольшая гостиница, медицинский центр и административный комплекс общей площадью 30 тысяч квадратных метров. По сравнению с Петровским парком цифра очень скромная, но у каждого свой путь...




Партнеры