Телефон вместо кошелька

В столице начинается эра мобильного банкинга

3 марта 2008 в 15:47, просмотров: 407

Операторы сотовой связи решили собрать свой урожай на рынке денежных переводов. Для этого мировые игроки общими усилиями инвестируют средства в создание единого формата для использования новой технологии NFC. Не отстают от них и отечественные сотовые компании. Уже в этом году в Москве появится универсальная платежная платформа на основе сотового телефона. С ее помощью абоненты смогут совершать денежные переводы и управлять своим банковским счетом.

29 крупнейших операторов сотовой связи, контролирующих половину мирового рынка, объединились, чтобы создать единый формат для использования технологии (Near Field Communications) в мобильниках. Особенно популярны сервисы мобильных платежей, основанные на технологии NFC, в Японии, США и Великобритании. Для использования сервиса NFC требуется установить в телефон абонента специальный модуль. Благодаря встроенному чипу осуществляется беспроводное соединение между телефоном и терминалом — считывателем информации, установленным у продавца. В результате соединения с виртуального счета владельца мобильника списывается сумма. Абонент может пополнить счет с помощью банковской карты, POS-терминала и сенсорного автомата самообслуживания. Технология NFC обеспечивает солидную надежность идентификации покупателя и высокий уровень безопасности платежей.

Новые проекты появляются и в развивающихся странах. Недавно британский оператор мобильной связи Vodafone и Ситибанк на базе системы M-Pesa запустили новый сервис мобильных денежных переводов в Кении, Афганистане и Филиппинах. Этот сервис позволяет абонентам мобильных телефонов переводить небольшие суммы с помощью текстовых сообщений. Мобильный банкинг в некоторых странах уже успешно конкурирует с Western Union и другими системами денежных переводов.

Стараются не отставать от мировых тенденций и российские сотовые компании. Мининформсвязи одобрило концепцию создания универсальной платежной платформы на основе сотового телефона. Поскольку сим-карта по российским законам выдается на конкретное лицо, ее, по мнению связистов, вполне достаточно для идентификации того, кто производит платеж. С помощью новой платежной платформы можно будет делать не только банковские операции, но и оплачивать проезд в метро, автобусе, электричке, парковку автомобиля, купить чашку кофе или банку пива в торговых автоматах. Достаточно будет приложить мобильник к турникету или автомату. Для осуществления платежей по технологиям SMS и USSD даже не нужны дополнительные устройства.

Минувшей осенью российские сотовики перешли от слов к делу. Тестировать фрагмент создаваемой опытной зоны начали сообща “Вымпелком”, “Дельта Телеком” и банк “Таврический”. В июле запустят еще один фрагмент зоны “МегаФон”, “Московская сотовая связь” и Связь-банк. Третий фрагмент разворачивают совместными усилиями МТС, “Интеллект Телеком” и Московский банк реконструкции и развития (МБРР). Для того чтобы оплатить через мобильник товары и услуги, нужно будет разместить деньги на специально созданном банковском счете сотового абонента. К концу года опытные зоны мобильных платежей будут развернуты в Москве, Петербурге и Сочи. К 2009 году систему планируют развернуть по всей стране.

Сейчас Мининформсвязи и Центробанк готовят поправки в законодательство, которые позволят клиенту без идентификации личности переводить до 500 руб. на счет физического лица и до 5 тыс. — на счет юридического.

По оценкам ComNews Research, в минувшем году объем рынка мобильных платежей в России составил около $60 млн. И с внедрением системы мобильной коммерции обороты только вырастут. Причем сотовые компании и банки, похоже, забыли о старой войне за рынок платежных терминалов и продвигают мобильный банкинг сообща. По словам Андрея Алексахина, начальника отдела управления мобильным банком Альфа-банка, первую скрипку в развитии мобильных сервисов будут играть именно банки. Ведь именно в них клиенты хранят свои сбережения.

Как считает начальник управления технического обеспечения банка “Московский капитал” Евгений Охременко, пока развитие мобильного банкинга сдерживает скорость передачи данных через GPRS. Однако с появлением сотовых сетей нового поколения, таких как 3G, возрастет скорость передачи данных, а значит, появится возможность расширить количество и качество предоставляемых банком услуг через мобильный телефон.

“Основным преимуществом мобильного банкинга является круглосуточная возможность совершения операций по карте вне зависимости от местонахождения клиента”, — заметил заместитель председателя правления МБРР Дмитрий Агуреев. Количество операций, доступных по SMS-каналу, зависит от технологических возможностей банка. Через обычные мобильные телефоны можно получать только SMS-оповещение. По телефонам, имеющим выход в Интернет (через WAP), можно узнать остаток на счете и движение денежных средств. Через смартфон можно уже осуществлять платежи, т.к. в них реализована поддержка ЭЦП (электронной цифровой подписи).

В настоящее время наибольшее распространение получили виды мобильного банкинга на базе приложений STK, SMS. А самым доступным и удобным сервисом мобильной коммерции является SMS-оповещение. У большинства банков услуги по-прежнему ограничены рассылкой эсэмэсок об операциях по счету и не позволяют дистанционно управлять счетами. По словам экспертов, пока мобильный банкинг используется преимущественно продвинутыми клиентами. Но перспективы развития услуги выглядят весьма многообещающе.

Многие аналитики считают, что будущее мобильного банкинга связано с Интернетом. Помимо бесспорного удобства мобильного банкинга здесь надо учитывать обстоятельство, что мобильный телефон рассматривается людьми как модный аксессуар и необходимое средство общения. “Расширение его функционала за счет мобильного банкинга должно привести к еще большей популяризации как этого вида банковского обслуживания, так и устройств с этой функцией”, — отметил руководитель дирекции по работе с физическими лицами Райффайзенбанка Роман Воробьев.



Партнеры