6:0 в пользу Тарпищева

Главный теннисист России — в кадре и за кадром

Сегодня, 7 марта, Шамилю Тарпищеву исполняется 60. Говоря теннисным языком, счет теперь — 6:0 в пользу капитана мужской и женской сборных России. Он — один из самых открытых людей в нашем спорте. И вместе с тем один из самых неразгаданных.

Знаю его почти семь лет, регулярно пишу интервью: казалось бы, и вопросов-то незаданных уже не осталось. Но почему-то каждый раз остается ощущение недосказанности. И хочется спросить: “Шамиль Анвярович, а на самом деле вы какой?” Он, естественно, поинтересуется: “В каком смысле?” — “Ну в смысле в обычной жизни, вне тенниса…” — “А у меня нет жизни вне тенниса!” — скажет он. С удовлетворением и обреченностью одновременно.

Потом в воздухе повиснет пауза, и он вздохнет: “Устал я”.

И попросит чашечку чая или сигаретку. Хотя курить врач строго-настрого запретил…

Но на самом деле смешно пытаться “расколоть” человека, который столько лет просидел в Кремле. И потому стало интересно расспросить о Тарпищеве людей, которые проводят рядом с ним очень много времени. Фактически — разделяют его жизнь, в чем-то отказавшись от своей собственной. Ближайший помощник Максим Козин превратился уже в настоящего ангела-хранителя:

— Шамиль Анвярович мне по-настоящему дорог. И каждый раз во время матчей я смотрю не на корт, а на его лицо. Просто не представляю, как он все это выдерживает. И со своей стороны делаю все, что могу, чтобы оградить его хотя бы от каких-то проблем.

“Шамиль очень переживал, когда разошелся с женой”

Не менее интересно было увидеть Шамиля Анвяровича глазами друга-фотографа Леонида Зинкевича, который запечатлевает все события из жизни бессменного капитана наших теннисных сборных — кадр за кадром.
— Для меня Шамиль Тарпищев определяется своими четкими жизненными позициями, — заметил Леонид Петрович. — Во-первых, бесконечной любовью к детям…

— К детям вообще?

— И вообще, конечно, тоже. Но прежде всего к своим собственным сыновьям, к племяннице Алие. Когда они с женой расстались, Шамиль все сделал для того, чтобы дети остались с ним, хотя младший сын Филипп родился очень слабеньким и ему так много внимания надо было уделять. Представьте, каково это — при таком-то графике жизни! И вот сейчас благодаря отцу Филипп таким крепким, хорошим парнем растет. В теннис играет!

— И не просто играет — Филипп жаждет выигрывать. Хотя ему всего 14 лет, он уже хочет доказать — и в первую очередь отцу, — что может добиваться успеха сам. Чувствуется, что достойное воспитание получил…

— …Хотя, конечно, Шамиль очень переживал, когда разошелся с женой. Но Анжела — своеобразный человек. Ее, по всей видимости, совершенно не устраивала та жизнь, которую вел Шамиль. Он ведь себе не принадлежал, особенно с тех пор, как стал советником Ельцина. А Анжела не просто не любила, она не выносила торжественные приемы и светские рауты. Терпеть не могла, когда их семью “официально встречали” в аэропорту, если они прилетали на какой-нибудь турнир или любое другое мероприятие. Иногда даже демонстративно садилась на троллейбус и добиралась до гостиницы своим ходом, лишь бы избежать официоза. Можете себе представить, она даже ездила на обычных “Жигулях”, кажется, “восьмерке”, хотя могла бы выбрать любую иномарку. Даже в то время, хотя тогда, конечно, все было куда сложнее, чем сейчас.

— Может быть, за такую яркую индивидуальность Тарпищев ее и полюбил?

— Может быть. Я потом, спустя года три после развода, спрашивал его: “Ты еще любишь Анжелу?” И он говорил: “Да”. И пять лет спустя тоже: “Да”. А вот недавно уже сказал: “Пожалуй, нет. Остыл, наверное…”

— По крайней мере, понятно, почему он так и не женился после развода.

— Просто тогда он выбрал теннис и Кремль. Он ведь правда очень дружил с Борисом Николаевичем Ельциным. И, кстати, я был свидетелем, как они познакомились.

— Как же, если не секрет?

— На фестивале в Юрмале в 1988 году. Я тогда работал там в оргкомитете в качестве фотографа. А Шамиль приехал на этап Кубка Дэвиса. И однажды попросил снять его детей. А потом предложил остаться с командой до конца матча. С тех пор мы общаемся. Помню, я поехал вместе с Шамилем в Сочи. Он тогда жил на даче Бориса Николаевича. Иногда они рыбачили вместе, в теннис играли каждый день. Ельцин с Тарпищевым против Илюшина с Коржаковым. И такой случай забавный был. Руководство теннисной базы “Русь” попросило меня каким-то образом убедить Бориса Николаевича надеть майку с эмблемой этого центра, и я прямо голову сломал, как это сделать. Потом попросил Наину Иосифовну, и она мужа убедила отечественного производителя поддержать. Так они на том не остановились. Еще и шорты попросили поменять, на что Борис Николаевич сказал: “Ух, я сейчас вас всех ракеткой…” Но все-таки поменял…

“Он никогда никому не мстил, прощал абсолютно всех…”


— Вы сказали, что у Шамиля Тарпищева четкие жизненные позиции. Какие еще помимо бесконечной преданности своей семье и любви к детям?

— Его отличает какая-то удивительная лояльность к врагам. Я просто поражаюсь, я не понимаю, как такое возможно. Он никогда никому не мстил и прощал абсолютно всех, кто предавал его. А таких людей было очень много. Особенно тех, кто набивался к нему в друзья, когда он был у власти, и отвернулся сразу же, как только он ее лишился. Так вот потом Тарпищев принял всех, кто захотел к нему вернуться.

— Насколько я знаю, он всегда бывшим спортсменам помогал.

— Это святое. Очень многим квартиры в Москве выбил. На самом деле кому он только не помогал! Однажды приезжаем в офис, а его там женщина какая-то ждет. Из Адлера прилетела и заявила, что у нее полгода снимал квартиру какой-то тренер по теннису из Москвы, она даже фамилии его не помнила. А проблема в том, что этот тренер уехал — и не заплатил. Так вот женщина от руки написала бумажку с требованием компенсировать ей убытки. И что вы думаете?! Шамиль уважительно с ней поговорил несколько минут и решил проблему!

— Я боюсь, как бы после этой статьи к Шамилю Анвяровичу не потянулась очередь таких вот женщин из Адлера и других городов России, которым кто-то не заплатил…

— Доброты очень много в Тарпищеве, это правда. Я вообще ни разу за время нашего знакомства не слышал, чтобы он кому-то сказал “нет”. К нему можно прийти с любой болячкой, даже если мало его знаешь. И он всегда поможет — и позвонит, и попросит, если надо. А для друзей Шамиль вообще готов на все.

— А как Шамиль Тарпищев победы отмечает — имею в виду, в семейном кругу?

— На самом деле он просто “отмокает” после очередного матча. Потому что стресс каждый раз переживает такой, что ему даже после победы не до радости. У него просто сил не остается что-то чувствовать… А вообще обычно мы собираемся у него в доме, да и просто очень много времени там проводим. Мой сын вырос у него на даче. Там есть хоккейная коробка, где гораздо чаще играют в футбол. Многие известные люди приезжают. Даже такие, как Фетисов. Илья Ковальчук вот недавно был... А еще футболисты “Спартака” приезжают. Егор Титов, например. О бывших спартаковцах Шалимове, Мостовом, Писареве вообще не говорю — они там гости постоянные. А пока они в футбол играют, я плов узбекский готовлю — это уже традиция…

P.S. И ведь как символично — именно в канун юбилея Президент России Владимир Путин наградил Шамиля Тарпищева орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру