Страховщики схватились за баранку

Будут ли платить за побитое авто как за новое?

11 марта 2008 в 19:32, просмотров: 664

Помните, как нам обещали, что с 1 июля можно будет получить возмещение ущерба по ОСАГО со своего страховщика, а уж он потом разберется со страховщиком виновника аварии? Не ждите! “1 июля 2008-го” может легко превратиться “1 января 2009-го”. В Госдуму уже внесен соответствующий законопроект…

Еще одна новость для автомобилистов: теперь за “заезженную” машину, попавшую в ДТП, страховщики должны будут расплачиваться как за новую. К такому выводу пришел Высший арбитражный суд.

Корреспонденты “МК” выяснили подробности новшеств...

Перед самыми думскими выборами был принят закон, вводящий в России т.н. прямое возмещение убытков — пострадавший в ДТП получил право облегчить себе жизнь, потребовав выплаты от своего страховщика. А потом тот должен был получать компенсацию этой суммы от страховщика виновника ДТП… Закон оговаривает: прямые выплаты возможны лишь в случаях, когда в ДТП участвовало не больше двух машин, а в результате аварии не причинен ущерб чьему-либо здоровью.

И вот в Госдуму за подписью президента Всероссийского союза страховщиков депутата-“единоросса” Александра Коваля внесен законопроект, предлагающий отодвинуть “светлое будущее” еще на полгода. Почему? “Страховой рынок еще не в полной мере готов к переходу к прямому урегулированию убытков”, — пишет автор в пояснительной записке. И перечисляет: нет единой базы экспертов, ни единых стандартов оценки восстановительного ремонта, а центр для проведения последующих расчетов между страховщиками еще “на стадии создания”.

“Просто страховщики не хотят, чтобы эта норма вступила в силу, не хотят лишней работы, потому что и без того неплохо живут”, — считает глава Движения автомобилистов России, бывший депутат Госдумы Виктор Похмелкин...

Марина ОЗЕРОВА.

* * *

Между тем Высший арбитражный суд РФ (ВАС), рассматривая частный спор, пришел к выводу, что Закон об ОСАГО вовсе не ограничивает выплаты в связи с состоянием автомобиля, то есть пострадавшие должны получать за ущерб без учета износа. Легко ли будет раскрутить на выплату страховщиков? О реальности “поблажки” “МК” спросил у почетного адвоката России вице-президента Движения автомобилистов Леонида ОЛЬШАНСКОГО.

— Возникнут ли проблемы с получением компенсации без учета износа?

— Человеку в ответ на запрос страховщики наверняка скажут гнилую фразу о том, что в РФ право не прецедентное, а каноническое. То есть в каждом случае надо разбираться отдельно в суде. Страховщики давно поняли, что им по плечу длительные судебные процессы: в штате компаний опытные юристы и экономисты.

— А в суде эти дела наверняка зависнут?

— Да, на полгода-год. Страховщик попробует отказать под любым соусом. К примеру, вместо того чтобы оплатить новое крыло, он предъявит заключение собственной экспертизы: вполне можно подкрасить старое.

— Только организации могут пойти качать права в арбитражные суды. А граждан пошлют в суды общей юрисдикции, которые скорее всего будут руководствоваться старым решением Верховного суда. По которому учитывать износ как раз надо. Как с этим быть?

— Вот это как раз задача экспертного сообщества — поставить вопрос об этом несоответствии. Руководству Госдумы и Совета Федерации будет предложено организовать парламентские слушания с участием представителей ВАС и Верховного суда. Попытаемся убедить, что судебная практика должна быть единообразной.

— А люди уже, кстати, обращаются с просьбой помочь им отсудить выплату без учета износа?

— Потока обращений надо подождать полгода. То же касается и другого недавнего решения ВАС: выплачивать возмещение по ОСАГО, даже если за рулем находился водитель, не вписанный в страховой полис. Кстати, в перспективе есть возможность, что проблемы с этим видом страхования исчезнут вообще — с ликвидацией ОСАГО. В Госдуме растет уверенность в том, что обязательное страхование следует упразднить — должно остаться только добровольное.

Беседовала Татьяна ЗАМАХИНА.



Партнеры