Почем Абхазия для народа?

Грузин сейчас больше тревожит Россия, чем Саакашвили

Начавшаяся 9 марта в Тбилиси бессрочная голодовка оппозиции остается почти незамеченной. Хотя на проспекте Руставели перед зданием парламента разбито более 10 палаток.

Тема голодающих оппозиционеров не входит в число главных новостей грузинских телеканалов. Главное событие последних дней — снятие Россией экономических санкций с Абхазии и последовавшие в ответ громкие заявления руководства Грузии о том, что НАТО — важнейший приоритет для страны. В Грузии с нетерпением ждут двух событий — обсуждения Госдумой абхазской и южноосетинской тем 13 марта и саммита НАТО в Бухаресте 2—4 апреля.

Внутренняя же оппозиция сейчас никого не заводит. Даже несмотря на заметное падение рейтинга Саакашвили по всей стране и значительное увеличение протестного электората. Возможно, потому, что большой разницы в лозунгах нынешних оппозиционеров и тем, о чем постоянно говорит Саакашвили, нет. А возможно, потому, что оппозиция нерешительна и у нее нет четкой программы действий. Поэтому оппозиционеры, который раз голодающие и грозящие умереть за идею, вызывают разве что улыбку у сторонних наблюдателей. В основном их приходят поддержать родственники, журналисты и активисты — до 100—150 человек. Да и одно из требований “бессрочной” голодовки выглядит абсурдно — проведение повторных президентских выборов, причем в кратчайшие сроки. Это притом что весной в Грузии должны пройти парламентские выборы.

Небольшой интерес в СМИ вызвало разве что предложение голодающих провести им анализ крови, чтобы опровергнуть слухи о том, что по ночам они якобы усиленно питаются.

Параллельно в приемной председателя парламента Нино Бурджанадзе начали голодовку представители “Новых правых”, партии сравнительно респектабельной. Представители правящей партии “Национальное движение” сразу же назвали эту акцию “дешевым спектаклем и шоу”, а некоторые вообще высказали чересчур уж сложную гипотезу о связи акций оппозиционеров с активизацией России по признанию Абхазии и Южной Осетии, проще говоря, намекнули, что акции оппозиционеров, возможно, инспирированы Москвой. Кстати, вчера в парламенте Грузии по этому поводу разгорелся скандал. Правящая партия подготовила проект заявления по поводу выхода России из экономических санкций по Абхазии. По мнению спикера Нино Бурджанадзе, Россия, “сделав такой шаг, вышла из соглашения от 1996 года, где речь идет не только об экономических или торговых санкциях в отношении Абхазии”, но и о присутствии в зоне конфликта миротворческих сил СНГ. В принятии заявления просили поучаствовать и оппозиционные партии. Однако те для начала потребовали пересмотра законов о выборах. Кончилось все обвинениями в предательстве. “Абхазию вы не вернете. Свидетельство тому — четыре года вашего пребывания у власти, за которые проблему вы не решили. Более того, своим законопроектом по мажоритариям вы отняли у Абхазии депутатские места”, — заявил в сердцах депутат от оппозиционной фракции “Демфронт” Бежан Гунава.

Кстати, о том, что Грузия априори готовится к отколу Абхазии, говорит и еще один факт. Председатель парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Шота Малашхия сообщил, что Грузия готовит документ в Страсбургский суд с требованием взыскать с России материальные издержки за “сепаратизм Абхазии”. “Речь идет приблизительно о 20 млрд. долларов, — объяснил депутат. — Из них 5 млрд. — это компенсация утраты беженцами частной собственности, остальное — потери государства”. Злые языки уже называют эти деньги “отступными” за независимость Абхазии.

Поэтому-то развитие событий в Грузии сейчас отчасти зависит… от Москвы. А именно от ее позиции в отношении непризнанных республик. Разумеется, признание или полупризнание Абхазии и Южной Осетии мгновенно обострит ситуацию в Грузии. И в первую очередь будет означать крах обещаний Михаила Саакашвили и его курса.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру