Музейная меткость

Третьяковка собрала картины из Подмосковья

11 марта 2008 в 18:09, просмотров: 807

Это уже тридцатая выставка, лишь подтверждающая удачность федерального проекта “Золотая карта России”. Она же открыла новое направление, рожденное в недрах Третьяковской галереи, — “Музеи Подмосковья”. Если раньше москвичи и гости столицы знакомились с художественным наследием, хранящимся в близких и дальних российских регионах, то теперь директор Третьяковки Валентин Родионов не без удовольствия рассказывает, как обратился к губернатору Подмосковья Борису Громову с просьбой предоставить вниманию посетителей собрания лучших музеев столичной области и получил поддержку.

— У каждой из работавших здесь выставок свой колорит. Но когда я посмотрел эту, не мог не оценить ее высокий уровень. Здесь произведения художников первого ряда. Такими экспонатами гордился бы любой крупный музей, — говорил на вернисаже Родионов.

Речь шла о выставке, привезенной из Серпуховского историко-художественного музея, которому в нынешнем году исполнится 90 лет. Его собрания, как напомнил посетителям Третьяковки Родионов, тоже начинались с коллекции купцов первой гильдии Мараевых. Правда, других параллелей с Третьяковым не просматривается (вопросы об этом на вернисаже невольно возникали).

— Конечно, мы гордимся, что именно нам доверено открывать программу, — говорит директор серпуховского музея Людмила Гафурова. — Когда получили предложение показать часть своей коллекции в стенах Третьяковской галереи, очень волновались, ведь это так ответственно — подобрать экспозицию для искушенных посетителей знаменитейшего музея. И очень благодарны Нине Глебовне Дивовой — заведующей отделом выставок, куратору проекта “Золотая Россия”. Она приехала в Серпухов, отобрала почти 60 работ.

— Кстати, картины из наших фондов уже экспонировались в Москве, — рассказывает Людмила Викторовна. — Например, когда на Крымском Валу работала выставка работ Ивана Шишкина, три его полотна из серпуховского музея тоже там выставлялись: “Сестрорецкий бор”, “Еловый лес зимой”, “Лес весной”. Но и мы взамен попросили порадовать нас картинами из Третьяковской галереи. И нам пошли навстречу, привезя работы Адриана Волкова — “Обжорный ряд”, Фирса Журавлева — “Перед венцом”, Николая Богданова-Бельского — “Дети у фортепиано”. Нынешняя выставка своего рода визитная карточка музея. Потом, мы давно не вывозили такое количество картин сразу. Конечно, заговорят. Ведь даже эти экспонаты, подобранные для показа в Третьяковке, сплошь уникальны. Мало, например, кто видел ранние скульптурные работы Сергея Коненкова. Он сам, вернувшись в послевоенные годы из эмиграции, был немало удивлен, что живы его деревянные творения на фольклорные темы — “Старичок-кленовичок”, “Царевна”, “Женская голова”.

Как всегда, приятна встреча со ставшими хрестоматийными полотнами Поленова, Айвазовского, Юона, Саврасова, Семирадского, Ярошенко. Привезены в Третьяковку и гордость серпуховского музея — полотна художников-авангардистов: Фалька, Бурлюка, Машкова, Экстера.

Целый раздел выставки составляют живописные и графические произведения Натальи Гончаровой. Кстати, здесь же находится и ее полотно, пережившее странные метаморфозы. Работники музея дали ему название “Письмо”. Возможно, у Гончаровой оно называлось по-другому и имело не нынешний вид.

Как поведал сотрудник музея, автор многих любопытных исследований Иван Волков, картина долгое время лежала в запасниках. И вовсе не как гончаровская. В свое время она попала сюда как работа одного из местных самодеятельных художников. Пейзаж из рядовых. Был. Пока кто-то из работников хранилища не пригляделся к обратной стороне холста. Его отдали на реставрацию. Итог демонстрируется на выставке. Есть мнение, что это часть какой-то картины знаменитой художницы. Будет ли найдено все полотно? Вопрос остается открытым.

— У нас в Московской области находятся замечательные музеи. И очень грустно, когда в поисках шедевров люди едут мимо них в далекие страны, — говорила на вернисаже министр культуры Московской области Галина Ратникова. — У нас в регионе действует целевая программа сохранения культурного наследия, благодаря которой людям возвращены многие художественные ценности и становятся реальностью самые необычные проекты.

Необычность нынешней выставке придало и выступление лауреата международных конкурсов певицы Наталии Гавриловой. Каждое из исполненных ею произведений русских авторов было посвящено конкретной картине. Это еще больше расцветило и без того радужные ауры полотен.



Партнеры