Казус Корвацкого

Чтобы реализовать план Путина, надо “девок поменять”

У “плана Путина”, принятого страной (в первую очередь чиновниками, правящей партией и экспертами-политологами) с небывалым энтузиазмом, сравнимым с атмосферой съездов КПСС, есть только несколько недостатков. Например, непонятно, кто будет его реализовывать. Кроме, естественно, самого Путина и верного его соратника Дмитрия Медведева. Неужели те, кто собрался 8 февраля в Кремле? Если это действительно так, то нам тогда лучше помечтать о розовом слоне, чем надеяться на реализацию озвученной стратегии. Реальнее будет.

Кем делать?

Задуматься над “планом Путина” хотя бы на пару часов на прошедшей неделе, наверное, должен был чуть ли не каждый гражданин страны. А как же иначе, ведь то, что говорил президент, касается каждого из нас. Но задумываться, как это часто у нас случается, оказалось вредно. Сразу в голову полезли вопросы, ответы на которые приходилось искать самому. Ввиду их отсутствия в президентском спиче.

Например: кто поведет страну к новым победным вершинам, реализуя “план Путина”? Уместно предположить, что главное бремя в этом эпохальном продвижении ляжет в первую очередь на нашу власть. Поскольку без активного участия госвласти все равно ничего не получится. А что такое наша госвласть? Позвольте процитировать самого Владимира Владимировича: “Сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие”. И это еще скромно сказано.

Как сказал господин Путин в своей речи 8 февраля, в системе госуправления России (всей бюджетной сети, на предприятиях, контролируемых государством, и в органах местного самоуправления) сейчас занято около 25 миллионов человек — более трети всех работающих в стране. И, по его же словам, “в каждое учреждение нужно ходить с взяткой”.

Наверное, по меньшей мере наивно думать, что эта настоящая гигантская армия клерков и начальников добровольно согласится с требованием президента “быть адекватной рынку… получать оплату за результат, а не за факт своего существования, а их руководители должны нести персональную ответственность за качество управления”. И сократит свою численность, поскольку “государству не по силам, да и ни к чему такой колоссальный государственный сектор”. А жить-то тогда они на что будут? На зарплату?..

Осенью 2006 года заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман в интервью “Российской газете” признал, что оценочная стоимость объема рынка коррупции в России на тот момент составляла примерно 240 млрд. долларов, и даже высказался о сопоставимости его с объемом ВВП страны. Напомню: по итогам того года ВВП составил 985 млрд. долларов. Нет никаких оснований считать, что соотношение коррупции и ВВП за истекший год изменилось. То есть как была четверть, так и осталась. Значит, в прошлом году объем коррупционных сделок также вырос и уже должен был добраться до 320 млрд. “зеленых”.

И, что характерно для нашей страны, везде идущей своим собственным путем, в России “берут” не только для того, чтобы нарушить закон, но и чтобы исполнить его как следует — выполнить собственные служебные обязанности. Потому и объем коррупции столь гигантский. Понятно, что коррупция не ограничивается только лишь примитивными взятками: тут и схемы участия в бизнесе, и распределение госзаказов, и финансирование муниципальных и региональных программ, и многое, многое другое. Ясно, что берут не все, а лишь те, от чьих решений что-то зависит. И чем больше зависит, тем в большие денежные суммы выливаются такие сделки. Хотя по примеру более старших начальников борзеть начинают и чиновники помельче, и совсем рядовые клерки. Не случайно на недавней встрече с президентом уполномоченный по правам человека Лукин особо отметил, что социальных жалоб от населения у него стало меньше, зато выросло количество жалоб на произвол чиновников. На “мелочи” в основном и отыгрывается правоохранительная система, рапортуя о борьбе с коррупцией.

И кто в здравом уме и трезвой памяти сможет предположить, что вся эта армия мздоимцев сама себя и своих коллег будет приводить к норме закона, обрезая собственные доходы?

Да и далеко не всегда дело даже в какой-то коррупции. Чем, например, может обернуться для обычного, рядового предпринимателя или его наемного сотрудника обычный поход в налоговую инспекцию? Чтобы получить всего-навсего копии устава компании и учредительного договора?

Вроде бы и не сафари в Африке и тем более не охота на крокодилов с одним ножом в руках. Что, казалось бы, может произойти сверхординарного? Зашел, вышел, оплатил, снова зашел, забрал документы…

Ошибаетесь.

Шел в комнату — попал в другую

12 февраля господин Корвацкий Владимир Николаевич вышел из станции метро “Тульская”, чтобы выполнить, казалось бы, рядовое поручение директора своей компании — взять в налоговой инспекции №5, находящейся как раз очень удобно, совсем рядом с метро, копии устава компании и учредительного договора. С собой у господина Корвацкого были все соответствующие бумаги: письмо-запрос на выдачу копий документов, доверенность на право сделать запрос в налоговую. Все чин чинарем: на фирменных бланках, с нужными подписями и печатями в подобающих местах.

Корвацкий в окошечко — документы, а ему из окошечка в ответ — бумажку. Но не ту, за которой он пришел, а перечень необходимых документов, которые необходимо представить, чтобы налоговая приняла запрос его фирмы.

Слово — потерпевшему: “Вышел я из налоговой. Позвонил шефу на мобильный. Рассказал, что в налоговой от меня требуют дополнительно кучу документов, которые надо у собственника здания, где фирма арендует офис, минимум неделю собирать. Так и написано: “нотариально заверенная с оригинала подлинника копия свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество”. Нет у нас имущества недвижимого. Наша фирма — арендаторы. А шеф мне сообщает, что все эти документы уже передали в налоговую — видимо, они их просто в налоговой потеряли”.

Владимир Николаевич записался тут же на прием к начальнику отдела регистрации. На понедельник на 9.50 утра, вторым. Сами понимаете: чтобы чиновники у нас кого приняли без записи, даже если весь день дурью маются или чай пьют, — такое только в романах Стругацких бывает.

А сам в субботу пошел в банке, заплатил за предстоящую услугу налоговой по срочному тарифу: два раза по 400 рублей плюс налог — итого 824 рубля в бюджет Российской Федерации. А в понедельник, как и положено, придя пораньше, усаживается в приемной.

В общем, как-то не глянулись они друг другу — начальник отдела налоговой и доцент Корвацкий. Доцент не привык унижаться и выпрашивать, а чиновник, возможно, оторопел, что с ним могут обращаться как с равным. И кто: не коллега из другого отдела, не начальник, а проситель! Тем не менее заявку начальник все же распорядился принять, хотя, по словам Корвацкого, еще тогда пообещал отправить документы по почте.

Девушка в окошечке документы на запрос приняла, но расшифровать свою подпись на копии заявления отказалась. Тайна служебная.

Во вторник, 12 февраля, Владимир Николаевич, как и положено, прибыл в налоговую после 14 часов за документами. А девушка в окошечке вместо того, чтобы выдать ему бумажки, приглашает к начальнику. Доцент и у начальника просит документы, а ему в ответ: “По почте уже отправили”. Вот она, страшная месть бюрократа! Документы на фирме срочно нужны, а все ж знают, с какой скоростью у нас письма доставляются.

Другой бы на этом успокоился, но не Корвацкий. Поскольку он не чиновник и привык добиваться конкретного результата, то, спустившись к постовому милиционеру на входе, Владимир Николаевич просит, на свою беду, соединить его по внутреннему телефону с начальником налоговой. Тем более что ему необходимо выполнить поручение шефа как можно быстрее, чтобы с чистой совестью ехать на свадьбу к старшей дочери.

И тут происходит первое чудо. Мало того что соединяют, так руководитель налоговой соглашается его принять. Без предварительной записи! Правда, первое чудо оказывается последним (иначе оно из разряда чудес перешло бы в скучнейшую область обычной практики и работы). И выдать Корвацкому еще одну копию документов категорически отказываются. Зато показывают почтовый реестр, в котором, по словам Владимира Николаевича, только одно почтовое отправление — его документы. Вот письмо, что документы выслали, могут дать, сейчас напишут, а сами документы — ишь чего захотел!

Ближе к 18 часам чиновникам все же удается отделаться от чересчур назойливого, по их мнению, просителя. Но у него самого уже нет сил не то что бороться, а просто добраться домой. На входе в налоговую он просит все того же капитана милиции вызвать “скорую”. Бригада номер 709-677 приезжает на удивление быстро, меряет давление, снимает кардиограмму, делает экспресс-анализ крови на сахар. После чего включает сирену и мигалки и везет Корвацкого в больницу. И под капельницу. Где-то через сутки Корвацкий более или менее пришел в себя.

Вот так. Из приемной начальника налоговой — в приемный покой больницы №56. Хорошо, хоть не в морг. Простая, рядовая операция — взять копии документов по предварительному запросу. А вы говорите: сафари, Африка, крокодилы… Да кто наших чиновников пройдет, тот крокодилов будет как семечки лузгать!

Палата №?..

Вот спросите: как расценивать такую ситуацию? Коррупцию в данном случае предполагать смешно. Просто очередное проявление подлинного отношения “слуг народа” к своим “хозяевам”.

Как там сказано в речи Владимира Владимировича про задачи до 2020 года: “Россия должна стать самой привлекательной для жизни страной… Нам надо добиться, чтобы все граждане нашей страны, используя свои знания и умения, а там, где необходимо, — помощь государства, имели возможность получить качественное образование, поддержать свое здоровье, приобрести жилье, получить достойные доходы”.

Сильно сказано. Особенно про помощь государства.

Вот если даже там, где нет никакой угрозы материальному благополучию чиновников, они ведут себя таким образом, то можно прикинуть, как все обернется, если под вопросом окажутся доля в бизнесе, учеба ребенка за границей, отдых на европейских или экзотических курортах. На что зарплата большинства чиновников явно не рассчитана. Ведь не препятствуя населению, а исполняя свои обязанности как положено, всех этих благ они лишатся.

Я не оговорился. Ситуация с коррупцией сейчас кардинально отличается от той, что была хотя бы восемь—десять лет назад. Если раньше чиновники получали откаты и прочая за то, что предоставляли какие-то льготы, обеспечивали дополнительное финансирование и т.д., то сейчас, как все чаще говорят знакомые предприниматели, большая часть их благосостояния формируется за счет того, что они не препятствуют. Такой вот пожарный инспектор во всероссийском масштабе: “Спасибо, дяденька, что не закрываете”.

Ситуация до боли напоминает знаменитый анекдот времен перестройки, как в одном горкоме КПСС в свете новых рыночных веяний решили устроить публичный дом. Выделили здание, провели ремонт, завезли кровати. Персонал набрали — исключительно из ветеранов партии и передовиков производства. А клиент не идет. Что делать, собрали бюро, решили поклеить обои другого цвета: вместо салатовых — красные. По новому решению бюро переставили кровати в соответствии с рекомендациями эксперта по сунь-шуй. А клиента нет — хоть тресни. Наконец нашли старушку, хозяйку борделя с дореволюционным стажем. Описали ей все злосчастья, а она выдает в ответ: “Не кровати надо двигать, а девок менять”.

Вот что-то мне подсказывает: пока “девок не поменяют”, ничего хорошего из “плана Путина” так и не получится.

А поскольку “менять” их сверху явно не будут, то придется, наверное, заняться этим населению России. Сдается мне, что история с Корвацким просто так не кончится. И обязательно будет иметь продолжение.

Она в общем-то его уже имеет. В понедельник, 18 февраля, Владимира Николаевича перевели в VIP-палату. После того как он официально, через бухгалтерию, заплатил почти тысячу евро. И не потому, что ему не лежалось в обычной палате. Просто Корвацкому сказали, что держать его, гражданина Белоруссии, нерезидента РФ, человека, не имеющего постоянной регистрации в Москве, больше не могут. И собираются выписать. И что с того, что у него есть постоянная работа, полис ОМС? И что с того, что президенты наших республик подписывают всякие бумаги, уравнивающие в правах граждан-белорусов и граждан-россиян на территории обеих стран?

Находясь перед выбором — или на улицу, или лечение на платной основе, — Корвацкий предпочел второе. И немудрено. Ведь в тот же день, когда я навестил его, лечащий врач, характеризуя состояние больного, высказался очень определенно: “Средней тяжести”. У вас есть еще пиетет перед клятвой Гиппократа? У Корвацкого нет.

Зато у него есть уверенность, что он обязательно выиграет дело в суде против налоговой, чем намерен заняться после выздоровления. Это ж страшно подумать, если все наши граждане в ответ на чиновничий беспредел начнут подавать иски в суды и выигрывать. Что тогда останется от 484 млрд. долларов золотовалютных резервов страны, которые должны составить основу превращения России в международный финансовый центр, кроме пшика и воспоминаний?

Несколько лет подряд моей матушке приходят письма от налоговой, в которой отца просят оплатить земельный налог. И земли той уж давно нет, и отец 12 лет как умер. А письма идут и идут. Мы уж и звонили в налоговую, и писали. А они все идут и идут. Что это, как не издевательство. И не только над покойным, но и над живыми. Может, они опомнятся, если на них в суд подать? И действительно смогут тогда изменить отношение к человеку?
Наверное, пора уже новую памятную дату (если не праздник) вводить. Сразу после 23 февраля. День защитника от Отечества. Нынешнего.

P.S. Пока Корвацкий находился в больнице, у него ночью из VIP-палаты украли ноутбук. Наши славные правоохранители хоть как-то отреагировали лишь после того, как было задействовано посольство Республики Беларусь. Сейчас Корвацкий ищет адвоката, который занялся бы его делом. Желающих нет?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру