Золотое перо

в подарок Кадырову

Журналистика должна держаться подальше от власти. Как только журналистика попадает в объятия власти, так сразу превращается в лесть и пропаганду.

Недаром даже Путин повторяет: “Власть, как мужчина, должна пытаться, а пресса, как женщина, должна сопротивляться”.

Стоит прессе на миг потерять сознание, перестать сопротивляться — глядь, она уже в койке у начальника. Надо брыкаться.

Вот как это происходит сейчас.

В среду, 5 марта, Рамзана Кадырова приняли в Союз журналистов России.

Прочитав в среду вечером эту новость в Интернете (было сказано, что отныне 5 марта станет еще одним праздником в Чеченской Республике), я в ту же секунду заявил о выходе из СЖР в знак протеста. Заявление это прозвучало по “Эху Москвы” и появилось на сайте “МК”. К протесту вскоре присоединились другие журналисты, в том числе главред “Новой газеты” Дмитрий Муратов.

Странно прозвучали в этот вечер слова генерального секретаря СЖР Игоря Яковенко: “Я ничего не могу сказать, насколько Рамзан Кадыров соответствует профессиональному статусу журналиста. Видимо, у наших чеченских коллег были основания для того, чтобы принять такое решение”. Яковенко добавил (цитируем по “Коммерсанту”): “Я не исключаю, что некоторые члены Союза журналистов будут испытывать небольшой дискомфорт от того, что они являются членами одного союза с Рамзаном Кадыровым. Но не думаю, что в связи с этим следует ожидать оттока членов из организации”.

Выражение “отток членов”, безусловно, замечательная находка. Что касается степени дискомфорта, то это очень личное ощущение, зависит от чувствительности.

Другие руководители Союза журналистов России, услышав по “Эху” эти новости, ощутили, видимо, большой дискомфорт.

В четверг, 6 марта, утром секретариат СЖР отменил решение чеченского Союза журналистов о приеме Кадырова в члены. Таким образом, как уже писал “МК”, он стал самым кратким членом в истории (меньше суток).

Трудно вообразить себе ужас, который охватил руководителей чеченской журналистики. Они хотели угодить, а вышел скандал и позор. Им пришлось делать громкие и фантастические заявления. Появилось сообщение, что чеченское региональное отделение СЖР в полном составе покидает союз.

Заслужить благосклонность разгневанного руководителя чеченские чиновники пытались, понося московских обидчиков.

Уполномоченный по правам человека в Чечне заявил: “Кто такой Минкин, неожиданно вдруг оскорбившийся неожиданным вступлением Рамзана Кадырова в Союз журналистов России? Скандально известный, не брезгающий ни чем (так!) писака и делец, обслуживающий интересы различных околовластных группировок. Именно он и ему подобные, как перчатки, меняли свои принципы и взгляды, когда на наших глазах рушили нашу великую страну, рушили весь наш духовный мир. Кадыров в журналистское сообщество не вступал (?) А Союзу журналистов России, наоборот, следовало бы настоятельно просить Рамзана Кадырова вступить в него. Хотя бы для того, чтобы ушли из союза Минкин и ему подобные. Ведь известно, что много честных и талантливых российских журналистов не вступают в данный союз именно потому, что в нем состоят минкины”.

Этому безумному заявлению, по некоторым сведениям, предшествовал разговор уполномоченного по правам человека с этим человеком.

ЧЕЛОВЕК. Кто такой этот Минкин, а?

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ. Негодяй, писака.

ЧЕЛОВЕК. А почему его цитируют, а? Почему он по радио говорит?

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ. Да говорят, что у него золотое перо.

ЧЕЛОВЕК (задумчиво глядя на ковер, увешанный коллекцией кинжалов). Целиком? Или только рукоятка?

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ. Говорят, целиком.

ЧЕЛОВЕК. Козлы! Золото — мягкий металл, даже барана не зарежешь. Ха! Мне платиновое перо пусть вручат! Целиком чтобы — и рукоятка, и лезвие. И чтоб не короче, чем 20 сантиметров. 

…Для журналистов России, однако, гораздо важнее, что происходит в руководстве союза.

В проекте заявления секретариата СЖР было сказано:

“Объявить главу субъекта федерации членом своей организации и выдать ему членский билет СЖР было, видимо, продиктовано стремлением отблагодарить руководство республики за помощь в становлении организации. Однако такая форма выражения благодарности является неадекватной и бестактной... Данное решение является грубым нарушением пункта 4.1. Устава СЖР и не может иметь юридической силы. Более того, пункт 6 Кодекса профессиональной этики российского журналиста полагает несовместимым профессиональный статус журналиста с занятием должностей в органах государственной власти. Вот почему выданный главе республики членский билет СЖР не порождает у его обладателя прав и обязанностей члена СЖР и может рассматриваться только как неудачный и весьма двусмысленный сувенир, спровоцировавший политические протесты в журналистском сообществе”.

Однако жесткие формулировки остались только в заявлении двух сопредседателей большого жюри СЖР — Михаила Федотова и Михаила Ненашева. А решение секретариата стало максимально кратким и абсолютно формальным:
“Отменить решение о приеме Рамзана Кадырова в члены СЖР как нарушающее пункт 4.1 Устава СЖР”. 

Слова о бестактности и пр. исчезли. И понятно почему. Членский билет Кадырову выписали в Москве, на нем подпись председателя СЖР, а тому, кто добровольно упал в объятия, затруднительно осуждать самого себя.

Если бы не протест журналистов, все было бы тихо, и мы, сами того не подозревая, жили бы с новым членом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру