Идите в баню! Сниматься

Как попасть в баню или в публичный дом, а оттуда - в Интернет?

Как тень борется со светом, а цвет с монохромом? Об этом расскажет международная фотобиеннале, которая на днях открывается в Москве при поддержке Master Card, Volkswagen, Fleming Family and Partners. Подробности фотонашествия обозреватель “МК” узнал у директора Московского Дома фотографии Ольги Свибловой.

— Ольга, какое главное слово у нынешней биеннале?

— Такого слова нет. Есть темы. На этот раз их три. Первая — свет и цвет. Что лучше — черно-белая фотография или цветная? Этот вопрос я слышу все 12 лет, что существует Дом фотографии. Теперь к ней добавился еще один — пленка или цифра? Однозначного ответа нет. Сегодня технология определяет многое, и лучшие авторы на эти технологии ориентируются.

Но на сегодня, когда история фотографии насчитывает 150 лет, некоторые технологии считаются вымирающими. Производителей пленки, качественной фотобумаги и тем, кто с этим работает, остается все меньше и меньше — такие вымирающие динозавры.

— Кто из таких “динозавров” приедет на биеннале?

— Например, фантастический Богдан Конопко, который снимает на широкий негатив и делает прямую печать в размер негатива. Это малоформатные работы, а сегодня фотография выбирает огромный формат. Или звездный американский фотограф Ральф Гибсон, или  Сергей Берментьев — абсолютный гениальный портретист. И, конечно же, мы показываем цветную фотографию с ее эволюцией.

Вот все знают, что братья Люмьер изобрели кино, и немногие знают, что первая цветная фотография — тоже их. Мы покажем не только их автохромы, но и первый цветной фильм Люмьеров — “Танец серпантин”. Параллельно — выставка эволюции русской цветной фотографии с романтическим названием “Первоцвет”.

Вторая тема — to be surprise, которую можно перевести как “быть изумленным, восхищенным”. Словом, тот эмоциональный момент, который заставляет фотографа нажать на затвор — именно в эту секунду, а не в другую. Это, конечно же, выставка известного итальянского мастера Джакомелли, который работал в черно-белой фотографии. Но свет у него не игрок, как у Гибсона, а… Ну, скажем, у него есть замечательная фотография монахов, играющих на снегу в футбол. Его удивило сочетание черной фактуры одежд с белейшим снегом. Или снимает совершенно уникальную серию стариков — в больнице, в деревне, подчеркивая черно-белым контрастом  драматизм человеческой жизни.

И третья тема — 60-летие легендарного фотоагентства “Магнум”. И мы показываем пять авторов. В первую очередь Ги Ле Керрека. И одновременно бельгийский фотограф Гарри Груйер, а рядом — Гарик Пинхасов, у которого экспозиция так и называется “Что-то со светом”. У него герой — тень в свете, а у Алекса Уэбба — свет в тени.

— А как ты прокомментируешь скандальный  проект “Старшая сестра” Ханы Якрловой, где речь о публичном доме?

— Big sister — съемки публичного дома, который в Праге начинался как VIP-заведение. Не будем ханжами — это существует везде под разными названиями. История такова: охранники и владельцы заведения заметили, что больший интерес у клиентов вызывает просмотр камер секьюрити, нежели сам процесс. В этот момент пришла идея: сделать реалити-шоу в реальном времени. Тогда комнаты, где девушки занимаются своей работой, оснастили аппаратурой, снимали все, что там происходит. Клиент не платит, но дает подписку, что передает права на все, что уходит в Интернет.

Снято все великолепно, выставка объехала огромное количество музеев мира. Но самое интересное вот что: сегодня мы живем с Интернетом и с бесконечными реалити-шоу по телевизору, которые, прямо скажем, мало чем отличаются от того, что происходит в Big sister, но только называются иначе. И встает вопрос — что такое сегодня человеческий вид и куда он движется? С одной стороны, Интернет облегчает нашу жизнь (мы можем найти всю информацию), а с другой — таит опасность для человека как вида. Не надо забывать, что Бог создал цветочки, мурашки и динозавров. Но динозавры вымерли. Все, что мы имеем в сегодняшнем виде в Big sister, сконцентрировано и проявлено блестяще с точки зрения артистической и этической.  Это тоже изумление, но оно нас заставляет о чем-то думать.

— Кто спецгость на биеннале?

— В этом году — это Андреас Гурский. Он лидер современной фотографии, цены на его работы зашкаливают за миллион долларов. Ему около 50, ныне живущий и активно работающий автор, представитель одной из самых сильных фотографических школ — дюссельдорфской.

Еще одна выставка, которая ложится на тему “изумление”, — это строительство города Бразилиа в ч/б. Она посвящена 100-летнему Оскару Немайеру, ныне здравствующему.

В общем, фотография будет изумлять, пугать, восхищать, уносить в поднебесье. А также обучать. Дом Свибловой вместе с центром современного искусства “Винзавод” и школой Родченко устраивает портфолио-ревю и мастер-классы выдающихся фотографов современности.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру