Мал и не удал

Для развития предпринимательства в России по-прежнему много препон

—Хотела открыть в Подмосковье маленький частный детский садик. Муж сказал: “Денег дам, но с остальным сама разбирайся”. Пошла в юридическую консультацию; когда узнала, сколько “кругов ада” нужно пройти, дабы обеспечить “чилдрен” счастливое детство, поняла, что я это все просто-напросто не осилю. С землей полная неразбериха, налогов на “миллион” и разрешений пруд пруди. Пришлось расстаться с этой светлой идеей. А жаль, — рассказывает знакомая.

Надо сказать, что граждан, которые “сломали копья” о чиновничью стену, в стране хоть отбавляй. Правда, как утверждают эксперты, ситуация уже начала меняться в лучшую сторону. Но для того, чтобы мы в отношении развития малого бизнеса стали похожи на старушку Европу или те же США, скорее всего, должно пройти не одно десятилетие.

Не благодаря, а вопреки

Как это ни смешно, но предприниматели в России вышли из фарцовщиков и спекулянтов, а продолжились вполне легальными “челноками”. На данный момент точного их количества не знает никто. Они растут как грибы и исчезают в неизвестном направлении чуть ли не ежедневно. Малый бизнес скорее развивается не благодаря чему-либо, а вопреки. “Маленькие” увиливают от налогов, дают взятки. И все равно не знают, с каким нововведением властей они проснутся завтра утром (большинство инициатив по законодательству отдано на откуп местным органам управления).

Впрочем, вот уже несколько лет в России реализуются так называемые программы по поддержке малого и среднего предпринимательства. Правда, как удалось выяснить “МК”, в некоторых регионах эти процессы происходят только на бумаге, в семи субъектах Федерации даже не знают, что это такое. Москва в этом случае — впрочем, как и Питер, — является флагманом движения.

На сегодняшний день в Москве работает около 207 тысяч малых предприятий и около 100 тысяч частных индивидуальных предпринимателей (столичные власти, где есть целый Департамент по поддержке малого и среднего бизнеса, предпочитают сами подсчитывать своих подопечных). Правда, надо сказать, что количество “индивидуалов” заметно сократилось за минувший год. Для тех, кто забыл, напомним, что предпринимателям без образования юридического лица (ПБОЮЛ) запретили торговать крепкими спиртными напитками. А если учесть, что любая торговая точка выживает только благодаря алкоголю, то ничего удивительного тут нет. Вторая волна побегов с поля боя была вызвана запретом на ночную торговлю тем же спиртным. Говорят, что потери по Москве были небольшими, а если брать страну в целом, то, по оценкам самих предпринимателей, их количество сократилось чуть ли не вдвое.

Как бы ни старались те же столичные власти (они поддерживают чуть ли не всех, кроме “торгашей”), подавляющее большинство “маленьких” торгуют всем чем ни попадя. Однако, заметив заботу чиновников, некоторые начали переквалифицироваться в переработчиков. Другие и вовсе подались в область высоких технологий. А это, как известно, нынче очень модная тема.

“Где деньги, Зин?”

— Нами многое сделано, но пока рано говорить о том, что такую систему мы сдали, как говорят в строительстве, “под ключ”, — сказал как-то в интервью “МК” руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства, министр правительства г. Москвы Михаил Вышегородцев. — Бюджет города выделяет на всю программу поддержки малого бизнеса 1,9 миллиарда рублей. Кстати, по сравнению со средствами, выделяемыми на эти же цели в других регионах, да и в целом из федерального бюджета, — сумма значительная. Но и эти деньги ни в какое сравнение не идут с возможностями банковского кредитования.

Как рассказали “МК” в городском правительстве, в последнее время ставку делают на то, чтобы обеспечить малому бизнесу доступ к кредитам. Сегодня в Москве уже работает Фонд содействия кредитованию малого бизнеса. На самом деле все просто: дабы обеспечить банкам гарантию возврата денег (а, как известно, предприниматели — не самый надежный клиент, сегодня дела идут в гору, а завтра под нее), московский бюджет выделяет в фонд средства, которые составляют так называемый залоговый фонд. Под этот залог банки, отобранные по конкурсу, выдают кредиты тем предприятиям, которые не могли ранее получить ссуду либо могли, но в гораздо меньших размерах (по закону города Москвы право на поддержку из городских источников имеют предприятия, включенные в реестр субъектов малого предпринимательства).

Впрочем, нельзя забывать о том, что малому бизнесу сегодня интересны не только кредиты, но и инвестиции. Выделением инвестиций для инновационных предприятий в секторе малого бизнеса занимается Московский венчурный фонд, который был создан правительством города совместно с Минэкономразвития РФ. Объем его составляет 800 миллионов рублей. Одну половину дает московский и федеральный бюджет, другую составляют средства частных инвесторов. На эти деньги управляющая компания отбирает инвестиционные проекты для последующего их венчурного финансирования.

Если говорить о рынке микрокредитов (который, как нетрудно догадаться, очень бы пригодился предпринимателям), то он чуть ли не полностью замещен потребительским кредитованием (граждане набирают впрок утюги и холодильники). Объем рынка микрокредитов в столице составляет более 4 миллиардов рублей. Это неправильно, утверждают в московском правительстве. И обещают создать “микрофинансовое агентство” на базе соответствующего закона. “Таким образом, сохранив субсидии, которые мы продолжаем предприятиям выдавать бюджетными деньгами, нарастив финансовую поддержку с помощью фонда содействия кредитования, создав венчурный фонд и микрофинансовое агентство, мы наконец получим замкнутую систему финансовой поддержки малого бизнеса”, — говорит Вышегородцев.

Как ни странно, но, по уверению экспертов, банки сегодня готовы драться за предпринимателей, как за заемщиков. Видимо, потому, что о малом бизнесе нынче говорится с самых высоких трибун. Но беда в том, что “маленькие” легализуются очень неохотно. Проработав долгое время в тени, очень сложно взять и раскрыть свои доходы. А любому банку нужна гарантия возвращения занятых средств.

“Мы заинтересованы в том, чтобы “маленькие” были реальными налогоплательщиками. Как и в том, чтобы наши московские предприниматели становились еще и собственниками, потому что наличие собственности также выводит из тени предпринимателя — ему есть что терять”, — добавляет министр.

Дом, который построил... кто-то

О дороговизне московской недвижимости ходят легенды. Она реально выгоняет из столицы производство чего-либо.

Быть может, конечно, от любви к ближнему, а скорее исходя из забот о городе, но в Москве была запущена программа строительства многофункциональных деловых центров, бизнес-инкубаторов и технопарков. Работает она по принципам долевого строительства. Механизм простой: на этапе строительства собирается пул малых предприятий, которые отобраны по конкурсу. И они финансируют этот процесс, после окончания которого получают в совместную долевую собственность те площади, которые они проинвестировали. Впрочем, есть у этого процесса и ограничения в защиту “маленьких” (потому как лезут в это все действо и крупные): правительство ограничивает участников по площадям: 300 метров — это офисная, 500 метров — это производственная.

Хотя, как рассказали “МК” в столичном правительстве, случаются и исключения из правил. Бывает так, что реально малые предприятия нуждаются в большем объеме промышленно-производственных площадей. И тогда можно прийти в департамент, и вопрос будет рассмотрен в отдельном порядке.

Еще в прошлом году мэр столицы Юрий Лужков дал поручение всем префектам подобрать по пять земельных участков в каждом административном округе города Москвы. К сожалению, из этого перечня исключен Центральный округ в связи с загруженностью офисными помещениями. Но другие административные округа предложили большее количество земельных участков. Сегодня, если верить чиновникам, готовы к “нашествию” малого бизнеса уже 74 площадки. И они активно разрабатываются. Тем не менее, по подсчетам экспертов, дефицит нежилой недвижимости в Москве составляет около 5 миллионов квадратных метров. Однако доподлинно известно, что малый бизнес в одиночку не потянет строительно-инвестиционные контракты. Но город берет на себя затраты на предпроектные проработки (после того как проект готов и прошел экспертизу, объявляются конкурсы и на генподрядчика, и на соинвесторов, и уже пул соинвесторов начинает финансировать реализацию этого строительного проекта). “За три года мы должны построить 1 миллион квадратных метров таких многофункциональных деловых центров. Это прописано в нашей комплексной программе”, — заверили “МК” в Экспертном совете по поддержке малого предпринимательства при мэре и правительстве Москвы.

Пусть меня научат

На данный момент 60% московского малого бизнеса — торговля. Но ни для кого не секрет, что “маленькие” — это надежда и опора любого общества (для справки: 50% продовольствия России прибывает из личных подсобных хозяйств граждан). А потому неплохо было бы внедрить их и в сферу переработки, строительства и обслуживания ЖКХ. Да и не стоит забывать о том, что Москва все больше становится туристическим центром страны. А это значит, что вскоре сервисный бизнес, как и в других странах мира, станет превалировать над другими видами зарабатывания денег. Вероятно, потому власти сделали ставку на строительство технопарков и бизнес-инкубаторов (уже готовы бизнес-инкубаторы в Строгине, Зеленограде и “Нагатино-ЗИЛ”). Также принято решение о возведении технопарков в Кожухове, строится специализированная территория малого бизнеса в Зеленограде. Ведь понятно, что на старте особенно важно оказать помощь на уровне сервис-консультаций, сервис-маркетинга и сервис-рекламы. И все это, если верить помощникам (правительству города), не по максимальным ставкам и ценам, а по льготным тарифам.

Другое дело, что представителям малого бизнеса для развития или переквалификации порой просто не хватает ума-разума. В столице существуют программы подготовки и переподготовки, повышения квалификации для молодежи, военнослужащих, а также для людей, которые имели длительный перерыв в работе в связи с рождением детей или получением инвалидности. Эти программы на 100% оплачиваются из бюджета. Открыты бухгалтерские курсы, за которые граждане платят в режиме “50 на 50” (половину сами, а половину государство). Есть обучающие программы, которые полностью оплачивает сам предприниматель. Для таких семинаров предоставляется Центральный Дом предпринимателей. В котором в том числе, в чем не раз убеждался “МК”, происходят настоящие “сражения” за ту или иную идею. Власти реально слушают бизнесменов, а те их.

Считается, что в налаживании отношений между государством и малым бизнесом большую роль играет федеральный закон о госзакупках, который предусматривает, что от 10 до 20% госзаказа (в варианте Москвы — городского заказа) должно быть распределено среди субъектов малого бизнеса. Это значит, что из тех денег, которые бюджет тратит на благоустройство, озеленение и ремонты, как минимум 10%, а максимум 20% соответственно должно осесть на счетах представителей малого бизнеса. Департамент поддержки малого предпринимательства города Москвы подал заявку в тендерный комитет с предложением открыть в городе еще одну единую торговую площадку, которая будет заниматься этими торгами. Последние данные говорят о том, что по столице среднее количество горзаказа, который получил малый бизнес, составляет 18%.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру