Наши фигуристы застыли в бронзе

Обозреватель “МК” Ирина Степанцева передает с чемпионата мира из Гётеборга

Медаль в танцах на чемпионате нам нужна была как воздух: Яна Хохлова — Сергей Новицкий сделали это, добыв “бронзу”. Сергей Воронов вновь открыл российским одиночникам вид на жительство в мировом первенстве — завоевал две путевки в будущее. Ксения Доронина хотела бы сделать то же самое, но не может.

Еще перед чемпионатом Европы довелось спросить у тренеров Ирины Жук и Александра Свинина: как чувствуете, взойдут Яна с Сергеем на пьедестал? Дипломатичный Александр от ответа ушел: “Если не в этом году, то на следующий”. Ирина сказала, как думала: “В этом году. Если они достойны, то почему должны ждать? Например, в Европе ребята в прошлом году были четвертыми, теперь, когда болгары Денкова—Ставиский ушли, с какой стати наши должны оставаться на том же месте? Я не права?”. Свинин: “Права. Просто я не хочу загадывать”. Жук: “Я тоже не хочу загадывать. Но если они улучшили свое катание, то почему места должны быть старыми?”

* * *

Хвала женщине! Хохлова—Новицкий не только стали “бронзовыми” на чемпионате Европы, но и на мировом первенстве встали на третью ступеньку пьедестала почета. Они волновались очень. Первая пара страны — тяжелая ноша. А катить ее надо легко. Их “бесовский” танец чуть недобрал искрометности, чуть — безукоризненности. Но ведьмы, чего уж говорить о демонах, свое дело знают. Зал встал от удовольствия, россияне ушли мучиться в неведении: соперники выступали следом.

“Кино не для всех” Изабель Делобель и Оливье Шонфельдера все-таки победило. И, наконец, стало общим фильмом большого искусства. Есть сюжет у программы, нет его, о немой пианистке идет там речь или просто об отношениях — эти вопросы теряют смысл. Потому что на льду два мудрых танцора. Они знают, что им не надо дергать зрителя ни за какие душевные струны. Надо просто кататься, а струны забьются сами. Но — по их воле.

Когда-то в далеком 1990-м наши знаменитые танцоры Ирина Моисеева и Андрей Миненков в тренировочном лагере посоветовали крошкам Изабель и Оливье кататься в паре. Через шесть лет они стали серебряными призерами юниорского чемпионата мира. Только в 2005-м завоевали “бронзу” взрослого чемпионата Европы. Через год — “золото”. В Загребе вновь стали вторыми. Мир же не пускал их на свой пьедестал никогда. Притом что смаковал и обсуждал программы.

А канадцам Тессе Вирту и Скотту Мойру — 18 и 20 лет. В пару встали в 1997-м. Он похож на нашего Сергея Лазарева. Она — на Николь Кидман. Парочка подобралась что надо. Тем более что Скотт, можно считать, вообще родился в коньках: его старший брат и мама — тренеры. Но в мир большого спорта ввели талантливых канадцев Игорь Шпильбанд и Марина Зуева. Были фигуристы чемпионами мира среди юниоров, в прошлом году на мировом взрослом первенстве стали шестыми. Произвольную программу в Гётеборге откатали так чисто и изящно, что набрали лучшую сумму баллов. Это если схематично. Столь юных призеров взрослый мировой пьедестал еще не видел. Но в том, что они для него созрели, сомнений нет.

Четвертыми, вслед за Хохловой—Новицким, закончили чемпионат американцы Танит Белбин — Бенджамин Агосто. Заплатили за сорванный обязательный танец.

“Что это такое — 0,26 балла преимущества: движение рукой, взгляд?” — спросили усталого Новицкого. “Да, ничто…” — признался Сергей. Но именно эти цифры поставили нашу пару выше серебряных призеров Турина.

Юные Екатерина Боброва — Дмитрий Соловьев (17 и 18 лет) стали тринадцатыми, а Екатерина Рублева и Иван Шефер заняли пятнадцатое место, а это значит, что на следующий чемпионат мира от России поедут, увы, две пары. Еще это значит, что внутренняя конкуренция в танцах будет просто зашкаливать. Хохлова—Новицкий, которые волей судьбы в виде травмы Максима Шабалина оказались теперь более титулованными, чем Домнина—Шабалин, захотят “продолжения банкета”. Чего захотят Оксана с Максом — к гадалке не ходи.

Нетрудно понять, как начнут готовиться к борьбе за третье место Рублева—Шефер вместе с тренерами Жук и Свининым. И можно представить, как ломанутся вперед юные вместе с тренерами Светланой Алексеевой и Еленой Кустаровой. Юность вообще нахальна, а Соловьев так и говорит, что секрет их достойного дебюта — в “молодой харизме”. Каково?

* * *

Спасибо Ксении Дорониной (17-е место), которая принимает на свою голову все бесславие российского женского катания сегодня. Она старается как может. “Чего с них взять, никудышные!” — рассказывала как-то Елена Водорезова про отношение к нашим фигуристкам много лет назад. Увы, сегодня они вновь вернулись в этот разряд. Через сколько лет мы сможем приблизиться к чужестранкам-девочкам, которые прыгают так же естественно, как дышат, а при этом не забывают “делать еще и ручками”, вопрос для “Клуба знатоков”. Заведомо выигрышный для задающего.

* * *

Той самой харизмы было хоть отбавляй в битве мужчин за медали Гётеборга. Последняя разминка — “группа смерти”: Ламбьель, Жубер, Вейр, Баттл, Вернер, Такахаши. Первый выстрел в себя сделал чемпион Европы Томаш Вернер. Словно забыл, как прыгать. Сердобольная шведская публика начала отчаянно хлопать, призывая враз потерявшего лоск чеха взять себя в руки. Он взял, но поздно, замкнул десятку сильнейших. Вот все же коварная эта Каролина Костнер! Накануне вечером Томаш и его итальянская согруппница — они тренируются у одного тренера — неоднократно были замечены в коридорах гостиницы то веселящимися, то позирующими перед фотоаппаратами жильцов отеля. Каролина-то к тому времени уже получила свое “серебро”, а вот душевное спокойствие молодого человека могла и поберечь…

Такахаши и Ламбьель ни с кем замечены не были, но “упали все”. Потрясающая короткая программа Дайсуке “Лебединое озеро” в стиле хип-хоп осталась в предыдущем дне, как демонстрация возможностей. Стефан сорвал аж четыре прыжка. Джонни Вейр исполнил все, даже прыгнул четверной, хотя и на две ноги, за что получил “бронзу”. Брайан Жубер — наказанный судьями в короткой программе 6-м местом — вышел мстить всем. Он был великолепен и знал это. Но хитрый Джеффри Баттл, выступая последним, спокойно проигнорировав коварные четыре оборота, заставил Брайана плакать. Канадец — первый, француз — второй.

Россия ногами Сергея Воронова и душой его тренера Алексея Урманова сделала почти невозможное. С 15-го места потрясающим выступлением в произвольной программе (здесь он был 4-м) фигурист переместился на 7-е, чем увеличил представительство наших в Лос-Анджелесе-2009 до двух человек. Воронов не просто вошел в десятку — он влетел туда так, что сомнений не осталось: с психологической устойчивостью у него все в порядке.

— Когда мы шли домой после короткой, Сергей сказал: да, чемпионат мира это не чемпионат Европы, — счастливый тренер Алексей Урманов отчитывался перед журналистами. — Ведь на прошлом “мире” он даже не успел понять, что был там. Это был незапланированный выезд, болела нога, в итоге он выступил до конца, но воспалилась травма. Его друзья возили в Токио на каталке — я его встретил в зоопарке в инвалидном кресле. Можете себе представить? Старая болячка в этом сезоне, к счастью, практически не беспокоила. У него стрессовый перелом, если говорить простым языком — это трещина, косточка расслаивается… Это бывает от нагрузок. Лечить можно только покоем, кусок кости или еще чего-то туда вставить невозможно. Говорят, это может само пройти, потому что костная ткань не до конца сформирована, от постоянных нагрузок идет деформация, а когда сформируется — все будет хорошо, на что и надеемся. Я сегодня смотрел все тренировки, шесть человек сильнейшей группы, конечно, резко отличаются. Но — похвалю своего. Мне было бы не стыдно за него в этой компании, потому что он катается тоже здорово. А в группе, в которую он попал из-за срыва прыжка в короткой программе, выступают ребята, которые по катанию и уровню совсем еще слабенькие. Первый класс, вторая четверть… Они обыгрывали нас на чемпионате мира по юниорам, но там и остались. Воронов же, на мой взгляд, прибавил в возмужании и вообще в поведении, чувствовании себя на льду. Не сильно я его захвалил? Он заслуживает этих слов…

Присоединяемся.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру