Я — человек-техника!

Как определиться с будущей профессией?

23 марта 2008 в 17:16, просмотров: 842

Подростковый возраст — время непростое. Причем не только из-за конфликтов с “предками” или с первой любовью. В эти годы перед человеком встает выбор: кем быть дальше? Как определиться со специальностью, по которой начать или продолжить обучение, а потом и начать работу? В тонкостях выбора профессии “МК” разбирался вместе с экспертами по профориентации.

— Конечно, на поиски своего “истинного предназначения” можно потратить всю жизнь, — рассказывает старший специалист-психолог Московского центра труда и занятости молодежи Наталья Чепурина, — но задумываться о своем будущем стоит лет с 14, если не раньше. В этом же возрасте стоит пройти тест на профориентацию. Причем лучше всего, когда ребенок самостоятельно решил пройти консультацию, хотя, если поводом послужили советы родителей, друзей или учителей, — это тоже неплохо.

При этом тестирование не является панацеей. Если вы уже учитесь или работаете и специальность соответствует вашим вкусам и способностям, а тест вдруг советует вам ее сменить, — не стоит забирать документы из вуза или строчить заявление об увольнении. Не забывайте, что результаты подобных проверок — не приказ, а лишь рекомендация к действию.

— Необходимо различать хобби, интерес и склонность, — говорит психолог Наталья Морозова. — Первое — то, что вам нравится делать, но далеко не обязательно вы выберете это своей профессией. Интерес возникает, когда вы стремитесь сами что-то узнать о предмете. Когда появляется желание попробовать и как-то проявить себя в деле, оно перерастает в склонность. Именно на них и надо ориентироваться, определяя, чем вы планируете заниматься в жизни.

А как поступать, если умеешь что-то делать, но терпеть этого не можешь? Или, наоборот, чем-то очень интересуешься, но не хватает каких-то умений или черт характера? К примеру, вы увлекаетесь анатомией и получаете по ней одни “пятерки”, но становиться врачом и нести ответственность за жизнь человека как-то страшновато? В этом случае специалисты советуют разобраться в причинах разногласий. Во-первых, многие качества можно в себе воспитать, многому можно научиться. Если же проблемы серьезные, стоит задуматься о выборе какой-то родственной профессии.

По словам психолога Елены Кравчук, помощь специалиста бывает особенно необходима трудным детям, которые учатся, перебиваясь с “двойки” на “тройку”, имеют мало интересов и не очень-то задумываются о будущем. Также существуют специально разработанные схемы с алгоритмами поиска профессии — профессиограммы, которые могут помочь определиться с выбором.

— С такими ребятами проводятся дополнительные занятия, помогающие им раскрыться. Часто многое можно понять по самым простым вещам: предпочтениям в кино, книгах, компьютерных играх.

Также далеко не всегда могут определиться и отличники со множеством разнообразных способностей и интересов. В этом случае помощь может потребоваться с определением наиболее ярко выраженных склонностей.

Когда выбор сделан, те же специалисты по профориентации помогут подобрать ребенку и подходящий для обучения нужной специальности вуз или колледж.

Типы профессий, выделяемых психологами

1. Человек-природа

Физики, химики, геологи, садоводы, озеленители, ветеринары, зоологи, генетики и прочие профессии, связанные с изучением Земли, растений и животных. Если вас интересует окружающий мир, вы готовы принимать участие во всевозможных опытах и исследованиях и готовы терпеть не всегда комфортные условия работы, это ваш удел.

2. Человек-техника

Область, связанная с машинами, механизмами, приборами и инструментами. А тут никуда без знаний в точных науках, умения разбираться в различных схемах, что-то мастерить, разбирать или чинить. Ну и, конечно, интереса ко всему этому. Такой тип профессий включает: водителей всех видов транспорта, механиков, инженеров, энергетиков, рабочих, мастеров по ремонту аппаратуры, сборщиков компьютеров, строителей и многое другое.

3. Человек — человек

Для тех, кто хочет трудиться в этой области, важнее всего научиться устанавливать контакты с разными людьми, находить с ними общий язык. Тут вам потребуется умение убеждать, улаживать конфликты и владеть собой. Сюда относятся: учителя, тренеры, воспитатели, юристы, военные, милиционеры, журналисты, экскурсоводы, продавцы, агенты в различных сферах, врачи, госслужащие, секретари, экспедиторы и т.д. Люди с таким складом попадаются чаще всего.

4. Человек — художественный образ

Все, что связано с искусством и творчеством. Без воображения, нестандартного мышления, готовности с удовольствием заниматься любимым делом в этой области делать нечего. Как и в других областях, выбор тут велик: писатель, художник, архитектор, фотограф, дизайнер, певец, композитор, танцовщик, модельер, режиссер, актер, конферансье и т.д. и т.п.

5. Человек — знаковая система

Историк, философ, лингвист, переводчик, корректор, бухгалтер, экономист, аудитор, математик, геодезист, программист и другие профессии, связанные с обработкой информации. Предрасположенность к такому типу профессии у людей встречается реже, чем к четырем предыдущим. Но если вы умеете и любите вычислять, решать сложные задачи, анализировать и обобщать информацию, если логическое мышление является вашей сильной стороной — дерзайте.

Не забывайте, что склонности многих людей и довольно большое количество профессий лежат на стыке двух и более типов.

Моя профориентация

В рамках эксперимента корреспондент “МК” тоже решил протестироваться на склонность к той или иной профессиональной деятельности. А вдруг журналистика не мой удел?

В самом начале теста пришлось указать свои хронические заболевания. Далее предлагалось ответить на два вида вопросов: одни связаны с привычками и вкусами “испытуемого”, другие — непосредственно с требованиями к будущей работе.

Признаюсь, я выбрал самый короткий вариант теста, который можно пройти за считанные минуты, однако если вы серьезно подходите к делу, не ленитесь и пройдите более подробное тестирование, чтобы получить максимально объективные результаты. Обдумывайте свои ответы внимательно, по возможности не выбирайте вариант “затрудняюсь ответить”.

В итоге я получил высокие баллы по показателям человек — человек и человек — художественный образ. С техникой у меня оказалось не очень, с природой и знаковыми системами — еще хуже. Профессия журналиста также оказалась в числе рекомендуемых, однако наиболее предпочтительным для меня компьютер назвал ремесло… модельера.

Включи логику — иди в логистики!

Допустим, с будущей профессией вы определились. Но как выбрать вуз, чтобы потом, как говорится, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы? Опросив ректоров государственных и частных вузов, “МК” подготовит для абитуриентов советы, как не промахнуться с выбором альма-матер.

1. Многое проясняет информация о вступительных экзаменах: “Если они — фикция и вуз принимает всех без разбору, его надо бояться как огня”, — предупреждает ректор Российского нового университета Владимир Зернов. Полную же картину помогут составить сведения о качестве обучения, составе преподавателей, международных связях, студенческой жизни и выпускниках.

2. Абитуриенту стоит поинтересоваться лицензиями и аккредитацией вуза — без этого гарантий получить качественное образование и признанный диплом нет.

3. Очень важно, чтобы вуз был инновационным — именно такие учебные заведения готовят специалистов, за которыми потом охотятся работодатели и эйч-ар-компании. Важно также узнать, ведет ли вуз новые образовательные программы и как часто их открывает.

4. Обратите внимание на состав преподавателей — в хорошем вузе среди них обязательно должны быть отраслевые преподаватели-практики. Именно они через практику, деловые игры, тренинги и проектную работу формируют у студентов практические навыки — то, что работодатели ценят намного выше теоретических познаний.

5. Безошибочным показателем хорошего вуза является налаженное взаимодействие с бизнесом — и в плане подготовки студентов, и при их распределении. Стоит также поинтересоваться, как часто компании набирают студентов в этом вузе, сколько его выпускников работают по специальности и есть ли возможность по окончании получить профессиональную квалификацию.

6. Не поленитесь собрать информацию про международные связи вуза — его признание за рубежом, аккредитация, обмены, стажировки. Если в вузе учатся иностранные студенты, это очень хорошо — в плохих вузах их не бывает, подчеркивают эксперты.

7. И напоследок — не зацикливайтесь на организационно-правовой собственности вуза. По словам главы Рособрнадзора Виктора Болотова, “хорошие государственные и негосударственные вузы учат одинаково хорошо, а плохие — одинаково плохо”. Осторожность нужна только в отношении филиалов вузов: их качество образования вызывает все большие нарекания. В особенности же это касается специальностей гуманитарного цикла, и прежде всего экономики и юриспруденции.

СПРАВКА "МК"

Какие специальности будут популярны у абитуриентов-2008?

По данным президента Ассоциации негосударственных образовательных учреждений России Александра Вильсона, фаворитами сейчас являются экономика, менеджмент, иностранные языки, IT-технологии, медицина и технические специальности. Юриспруденция, считает Вильсон, сдает позиции.

А вот работодатели и образовательное сообщество наиболее перспективными считают другие специальности. Первое место, правда, они также отдают экономике, но на второе ставят IT-технологии, а на третье — логистику, или, говоря проще, движение товаров и распределение ресурсов. Кроме того, к наиболее перспективным специальностям эксперты причисляют: маркетинг; туризм и гостеприимство; науки о человеке, включая психологию и медицинскую кибернетику; а также инженерные специальности. Особенно бурно, разъяснил “МК” ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров, будет развиваться все, связанное с высокими технологиями.



Партнеры